Ближе к телу
Текст: Татьяна Золочевская
Фотография: Тони Мателли «Лунатик» (Tony Matelli Female Sleepwalker), 2008
О чем говорит несовершенное тело на выставке «Естественно обнаженные» — обозреватель Rara Avis Татьяна Золочевская.
Не бывает красоты, которая не имела бы странности в пропорциях.
Фрэнсис Бэкон
Naturally Naked (оригинальное название экспозиции) можно увидеть в Галерее Гари Татинцяна на Серебрянической набережной до 23 декабря. Здесь представлены работы всемирно известных художников: Джорджа Кондо, Питера Соула, Джона Керрина, Кэрролла Данэма, Тони Мателли, Бьярне Мелгаарда и Ясумаса Моримура. Человеческое тело рассматривается ими как концепт, своеобразный проводник социальных проблем.
Откровение и беззащитность, гармония и уродство, свобода и табу обнажения — темы выставки. Тело как объект изображения сближает работы разных художников и делает их доступными для зрителя — через телесность, которая понятна каждому.
Здесь же кроется и подвох — противопоставление искусства и нашей жизни, диктующей свою моду. Людям нравится приукрашивать: для соцсетей они выбирают лучшие снимки, делают селфи с фильтрами, транслируя окружающим улучшенную версию себя. Художники, чьи имена уже вошли в энциклопедии современного искусства, предлагают противоположное: возврат к природной основе. Однако каждый репрезентует свой тезис, скрывающий другие важные смыслы.
Эти смыслы считываются на подсознательном уровне. Даже первое, визуальное, восприятие наготы тянет в глубину — к дешифровке представленных образов. Перед нами обнаженная натура, трансформированная с помощью иронии, аллюзии и гротеска в соответствии с проблематикой, важной для автора.
Да — тело, да — обнаженное, да — естественно. Но человек на выставке «раздет» не для красоты и не ради эпатажа, а чтобы с помощью нарочитой, даже утрированной наготы обозначить болевые точки современного социума. Такая логическая пирамида выстраивается после раздумий о «естественно обнаженных» экспонатах.
«Изображение человеческой натуры — одна из самых знаменитых и дискуссионных тем в искусстве. Концепция выставки состоит в том, чтобы объединить видение разных художников, представителей западного современного искусства в их интерпретации обнаженной натуры», — комментирует куратор Naturally Naked Ольга Бакеева.
Если представить себе условную шкалу провокативности выставленных работ (совокупность воплощения и заложенного смысла), то самой нейтральной станет Female Sleepwalker / «Лунатик» Тони Мателли, а самой шокирующей — Christiana / «Кристиана» Джона Керрина. Всего на выставке, с ограничением 18+, можно увидеть чуть больше десятка экспонатов.
Тони Мателли «Лунатик» (Tony Matelli Female Sleepwalker), 2008
Американский скульптор Тони Мателли знакомит нас с Female Sleepwalker — гиперреалистической женской скульптурой в полный рост, из силикона. Sleepwalker — это тот экспонат, который кардинально отличается от других и встречает посетителей сразу при входе в зал. Sleepwalker с закрытыми глазами, в одних трусиках и босиком, беспомощно протягивает к вам руки. Его «Лунатик» олицетворяет беззащитность и уязвимость обнаженного спящего человека. Таким образом, Тони Мателли протестует против многочисленных табу социума, не учитывающих природу человека и не дающих гарантий защиты. Естество натуры, агрессия окружающей среды и внутреннее одиночество — темы, над которыми он размышляет.
Christiana Джона Керрина, тоже американца, по версии The Times, одного их двухсот лучших художников XX века, представляет полотно, смешивающее приемы классической живописи, так называемого Северного Ренессанса, с эротикой модного глянца. Керрин нередко иронизирует над образами из журналов для взрослых. Вот и работа-метафора гротескно изображает интимную сцену с участием трех персонажей преклонных лет. Отсутствие привычного эротизма, а также сложные противоречивые чувства зрителей (желание рассмотреть и в то же время абстрагироваться от увиденного) представляют художника как провокатора и исследователя человеческого подсознания.
Беззащитность и одиночество, представленные невинно и гиперреалистично у Мателли, и шокирующая откровенность на грани китча у Керрина — два полюса провокативности.
Другие экспонаты выставки, перекликаясь, показывают грани представленного концептуального эксперимента Naturally Naked. Расположить их между Sleepwalker и Christiana можно в любом порядке — соответственно индивидуальной чувствительности или рефлексии по поводу различных общественных проблем.
Питер Соул (Peter Saul, Return to the Alamo), 2017
Один из хедлайнеров выставки — отец-основатель поп-арта Питер Соул. Работая с Энди Уорхоллом, он развил его идеи по-своему, объединив мультипликационные образы с лучшими традициями классической живописи. Питер Соул брался за непопулярные темы вроде войны во Вьетнаме, рискуя лишиться индивидуальных выставок. Для его манеры характерен сарказм и деформация образов. Художник смотрит на историю через собственный объектив: красочные акриловые фигуры, с изрядной долей сатиры и агрессии, разыгрывают знакомые сюжеты. В итоге события предстают с совершенно другой точки зрения, свободной от общественных стереотипов.
Джордж Кондо «Оргия» (George Condo, Orgy Composition), 2008
Центральная картина выставки — Orgy Composition, Джорджа Кондо, одного из наиболее влиятельных американских художников. Кондо называют Пикассо современности, многим знакомы его персонажи, с характерными лицами-масками, преломлением форм, иллюзией реальности. Взяв за основу приемы старых мастеров, он изобрел собственный неповторимый стиль фигуративной живописи. «Я называю свои работы психологическим Кубизмом», — говорит художник. Искусственный реализм Кондо, весьма ироничен и исследует многогранность человеческой натуры. Его «обнаженные» — результат смешения эстетики Пикассо, Бэкона и абсурдизма современных поп-образов. Большое полотно Кондо: четыре женщины и мужчина с лицами уродцев, не оргия, скорее, интерпретация сюжета знаменитых «Авиньонских девиц» Пикассо.
Бьярне Мелгаард (Bjarne Melgaard Allen Jones Remakes, Suite of Three Figures),2013
Скандально выглядят и скульптуры женщин — в виде мебели: журнального столика, кресла и вешалки Бьярне Мелгаарда, выполненные в технике тотальной инсталляции. Те, кто немного знаком с современным искусством, могут вспомнить работы Аллена Джонса. Скульптуры художника, представленные в Галерее Тейт, ассоциировали женщину с предметами интерьера, отражая противоречия времени. Мелгаард, рассматривая темную сторону человеческой натуры, вслед за Джонсом, вскрывает сложные этические и современные конфликты социума. Художник подчеркивает незащищенность женщины в современном мире и привлекает внимание к проблемам сексизма, расизма, а также презентации женских образов в массмедиа.
Фрагмент картины Кэрролла Данэма (Carroll Dunham, Any Day),2017
А вот агрессивность среды и проблему самоидентификации изучают американец Кэрролл Данэма и японец Ясумаса Моримура. Первый помещает безмятежную обнаженную купальщицу рядом с борющимися мужчинами, а второй примеряет на себя образ Фриды Кало, работая в жанре так называемой апроприации, чем бросает вызов культурным, гендерным и этическим стереотипам.
Обращая внимание публики на несовершенство человеческого тела, художники призывают задуматься о возможных интерпретациях естественной наготы в рамках концептуального эксперимента.
В конце концов, говорит в одном из интервью Кэрролл Данэм, для него загадка, почему розовый эллипс с нарисованной линией беспокоит людей больше, чем то, что сегодня показывают по телевизору.
Все фотографии предоставлены Галереей Гари Татинцяна и студией художника.