18+
07.11.2019 Тексты / Авторская колонка

Маршак. Детский фестиваль

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Александр Антчак

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о том, как он три дня прожил в театре.

Помните статью Белинского о Грибоедове с такими словами: «Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его... То есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением...» и так далее? Этот ставший еще более знаменитым после фильма «Старшая сестра» с Дорониной отрывок из статьи (актриса читает его перед театральной комиссией на вступительных экзаменах), — помните, как он заканчивается? «О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!..».

Я всегда полагал, что перед нами просто такая метафора: живите, мол, в театре — то есть ходите часто, не расставайтесь с ним в своем сердце и мыслях. Но кто бы мог подумать, что когда-нибудь представится реальный шанс действительно пожить в театре?

Со мной это случилось в Воронеже на V Детском театральном фестивале МАРШАК.
Когда меня заселили на последнем этаже воронежского ТЮЗа, прямо над сценой, на которой по моим представлениям рождается волшебство, я немного испугался: увижу изнанку — разочаруюсь. Однако нет, никакое разочарования меня не настигло. Актеры, как были для меня богами, а актрисы — богинями, так ими и остались, хотя время от времени я и поглядывал на них свысока, то есть с верхнего этажа, почти с потолка — вниз на сцену, где ночами они трудились над чудом, а днем его легко и свободно демонстрировали.

Фестиваль МАРШАК проходит ежегодно в дни осенних школьных каникул. В этом году он представил 19 спектаклей, привезенных из различных городов России (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Екатеринбург, Хабаровск, Ростов-на-Дону), а также Израиля и Бельгии. Программа условно делится на три раздела: «театр для детей», «театр, в котором играют дети» и образовательная часть, состоящая из семинаров, лекций, мастер-классов и обсуждения увиденного. Зачастую эти разделы пересекаются и сходятся в одной постановке. Так, в спектаклях «Двенадцать месяцев» и «Большой секрет для маленькой компании» Санкт-Петербургского музыкального театра «Карамболь» играют и дети-студийцы, и взрослые актеры. А развивающий интерактивный спектакль «Как стать художником» московского театра «Снарк» можно воспринимать как яркую, увлекательную лекцию.

На фестивале я прожил (именно такой глагол я теперь имею право использовать) всего три дня, и за это время посмотрел несколько работ, некоторые из них по два раза: кроме того, что сами спектакли достойные, было очень любопытно наблюдать за маленьким зрителем. Понятное дело, что зритель вообще — каждый раз другой, но дети... Это отдельное представление, идущее в зале, параллельно со спектаклем на сцене.

Любой ребенок уверен, что мир создан для него. А театр — тем более. Поэтому, когда к нему обращается актер в образе героя сказки, он это рассматривает как нечто само собой разумеющееся, и запросто подхватывает игру, если его выводят на сцену.

Тут все участники (и на сцене, и в зале) одинаково прекрасны.

Спектакль режиссера Юрия Алесина «Как стать художником» сделан именно в таком формате, чтобы дети были его участниками. Камерный зал. На сцене большое полотно с вырезами в виде окошек или рам. По краям сцены висят небольшие портреты художников (которые, как потом выяснится, примут некоторое участие в сюжете-игре — да Винчи, Дали, Дюшан). Звучит сказочная музыка, и в окошках появляются две художницы — маленькая девочка Варвара, начинающая свой творческий путь с черно-белых эскизов ромашек (актриса Анна Куненкова) и состоявшаяся художница Катя, рисующая настоящие тюльпаны да еще в цвете (актриса Екатерина Ряховская).

— Привет! Привет!— машут они руками.

— Привет! — отвечает им зал, но не хором, а разноголосицей: каждый маленький зритель убежден, что это именно с ним поздоровались из рам.

Актрисы рисуют и проектором выводят на экран цветы (Варя — небрежно, Катя — старательно), а по завершении спрашивают у детей, кого из них можно назвать художником.

— Катю, — хором отвечают дети.

— А меня совсем нельзя? — жалостливо спрашивает Варя.

— Нет, — категоричны зрители на первом показе. И сколько их не упрашивает Варя, они отказывают ей в этом праве.

— Тоже можно, — сразу согласился кто-то из маленьких зрителей второго показа, а другие подхватили и как могли утешили Варю, — Можно, но ты немного хуже.

— Это современное искусство, — то ли сам догадался, то ли с подсказки родителей предположил мальчик постарше, лет 8.

Не могу пройти мимо, не зафиксировав выводы из ситуации. Смотрите, как иногда единодушна бывает публика, и как общее мнение зависит от первой вслух высказанной оценки. На детской аудитории это проявляется еще ярче, чем на взрослой.

Обсудив с ребятами сложившееся положение, герои истории пришли к решению, чтобы стать настоящим художником, надо учиться. И договорились приступить к учебе, не откладывая, «прямо сейчас». Так началась увлекательная экскурсия в прошлое — от мастерской Леонардо да Винчи, где Варя познакомилась со знаменитой Моной Лизой и Витрувианским человеком, до арт-студии Энди Уорхола. Причем с каждым великим художником, встречавшимся на пути, Варя и ее соученики (малыши и даже их родители, которых актеры выводят на сцену) занимаются практическими занятиями, выполняя свои работы в подражание стилю мастеров прошлого. То они копируют улыбку Джоконды, то берут любой попавшийся в руки предмет и превращают его в объект изобразительного искусства, наделив концептом. «Это самое главное в искусстве, — объясняет Варя, — придумать концепт». Так что дети, даже те, кто во время спектакля не успел испробовать свои творческие силы, возвратившись домой, обязательно сделают это, потому что, во-первых, они получили такое домашнее задание от Вари и Кати, а во-вторых, уже почти знают, как стать художником.

Второй спектакль, который мне удалось дважды (заметьте: с удовольствием!) посмотреть — «Цацики идет в школу» Хабаровского ТЮЗа (режиссер Юлия Каландаришвили). Это трогательная история о вступлении маленького человечка в большую жизнь — первые «серьезные» проблемы в отношениях с окружающим миром, первая дружба, первая любовь. Все словесные роли играют два актера — Влад Булатов и Евгения Колтунова. Декораций на сцене нет, за исключением огромного белого стула, который преобразуется то в комнату, то в класс, то в столовку, а то и в туалет. Переодеваются актеры тоже по минимуму — только один раз в финале в сценке вечеринки у Цацики. Так что эффект массовых сцен актеры создают исключительно своим мастерством мгновенного перевоплощения. Причем какой-то единственный штрих (жест, мимика или интонация) — и детишки-зрители понимают, что перед ними только что разговаривал один персонаж, скажем, Мортон или Цацики, а теперь говорит другой — Пер, Мария, или Мамаша.

Я, разумеется, выхватил и рассказал о тех спектаклях, которые лично мне запомнились больше других, а именно — по особенному отклику зала. Тем не менее программа фестиваля была весьма разнообразная и большая. Так, Ростовский Молодежный театр представил премьеру по рассказу Чехова «Каштанка» (режиссер Павел Зобнин), поставленную с элементами уличного театра. Израильский The Train Theater привез кукольный спектакль «Потерянная корона» режиссера Ижара Флорсхайма, а бельгийский NYASH Co — хореографическую постановку Кэролайна Корнелиса «10:10». Серьезную тему о темных страницах нашей истории затронул режиссер Екатерина Корабельник (Центр Вс. Мейерхольда) в сказке «Дети ворона» по одноименному роману Юлии Яковлевой. А Санкт-петербургский музыкальный театр «Карамболь» сыграл два мюзикла режиссера Антона Оконешникова — «Двенадцать месяцев» и «Большой секрет для маленькой компании». Пока театр играл в Воронеже, из Питера пришла радостная весть, что «Большой секрет...» получил «Золотого Софита» по двум номинациям — «Лучший мюзикл» и «Лучшая работа художника» (Таисия Хижа и Елена Жукова).

Фестиваль МАРШАК не предполагает конкурсов и подведения итогов в традиционном понимании этого слова — с вручением первых-вторых мест и утешительных призов. Тут все участники (и на сцене, и в зале) одинаково прекрасны. Поэтому я, пожив три дня почти на крыше театра и пересмотрев несколько спектаклей и столько же репетиций, возвратился к себе, «пространством и временем полный». И светлыми воспоминаниями.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​Возвращение Федры

Фазир Муалим

​Солнечные мальчики. Пазолини

Фазир Муалим

​Неделя МакДонаха в Перми

Фазир Муалим

​Сказочный мир