18+
06.05.2020 Тексты / Рецензии

​Нет смысла, если нет любви

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: кадр из к/ф «Фея»

О простых истинах в новой картине Анны Меликян — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Драма «Фея», по словам режиссера, завершает трилогию, начавшуюся «Русалкой» и продолжившуюся «Звездой». Картина большей частью о духовном перерождении, хотя ее можно разместить и под грифом «про любовь» — как практически все фильмы Меликян.

Релиз «Феи» был запланирован на 30 апреля. Разумеется, когда назначалась дата, никто и представить не мог, что будет твориться в стране и мире в самый разгар весны. В итоге премьера состоялась онлайн на день раньше на платформе Яндекс-Эфира. Фильм представили сама Анна, а также исполнители главных ролей — Константин Хабенский и Екатерина Агеева. Всеобщая атмосфера, конечно, сказывалась, волнение мешало сохранять интригу: так, Хабенский, специально для своей мамы слегка поспойлерил финал, но за это, я думаю, никто из зрителей не был в обиде, все всё поняли.

кадр из к/ф «Фея»


Герой Константина, талантливый гейм-дизайнер и владелец собственной компании «Интергейм» Евгений Войгин, на первый взгляд, не имеет права жаловаться на судьбу. Он, по его собственному признанию, делает с товарищами лучшие в стране компьютерные игры, это успешная самореализация, благодаря чему день ото дня прирастает благосостояние. Здоровье, любимое дело, финансовая независимость и вообще свобода (с женой Евгений развелся, что позволяет ему с чистой совестью развлекаться в ночных клубах с блондинками) — чего еще можно желать? Он и не просит большего, а деловито отдает распоряжения подчиненным в офисе и даже не ведет бровью, когда соратники сообщают: ультранационалистическая группировка начала использовать в своей деятельности фишки нового продукта компании, игры «Коловрат». По мнению Войгина, даже негатив можно умело развернуть в свою пользу, ибо все, кроме некролога является пиаром.

Однако есть у Евгения ахиллесова пята, которой он, правда, поначалу не придает большого значения, — раздрай в отношениях с 13-летней дочерью Машей (Саша Дишдишян). И благодаря этому конфликту он встретит человека, что перевернет его сытое благополучное течение по жизни. Странная и немного смешная девушка Таня (Екатерина Агеева), активистка общественного движения, выступающая в защиту то животных, то униженных объективацией российских женщин, заставит его задуматься о многом.

Кадр из к/ф «Фея»


«Не от мира сего» — эта характеристика как нельзя лучше подходит героине, и, казалось бы, пути ее и циничного Войгина должны разойтись сразу же после пересечения... Но нет. Тане предстоит стать ангелом-хранителем и для Евгения, и для Маши, и для всего этого кинопространства, в котором фантастическое так сплелось с реальностью, что невозможно отделить одно от другого. Удивительное противоречие: иногда кажется, что фильм потерял свою яркость из-за того, что в нашу жизнь ворвались более сильные переживания, но тут же приходит мысль об актуальности картины, ибо она зеркалит нынешнюю реальность, в которой есть много напоминающего лихо закрученное фэнтези, как минимум, магический реализм.

Кадр из к/ф «Фея»

Путь к себе настоящему, духовное перерождение — эта тема кажется доминирующей, но вместе с тем, повторю, не менее важна идея любви, которая меняет полюса, заставляет двигаться к свету, пусть даже цена этого движения — жизнь. Для Тани мир не имеет смысла, если в нем нет этого чувства, потому так жестоко ударяют ее слова Войгина, развязно цитирующего своего тезку Онегина. Да-да, оммаж великому роману не ограничивается только именами «Евгений» и «Татьяна». Подобных «бантиков» в фильме немало, и они могут кому-то не понравиться, вызвать упреки вроде «засор темы, сюжетный хаос». Но на мой взгляд, они призваны смягчить, скажем так, трагические сцены, которых тоже достаточно. Ибо, подчеркну, никто не знал, что мы в день премьеры эмоционально будем вполне подготовлены к драматичному нарративу.

Кадр из к/ф «Фея»


«Фею» можно сравнить с калейдоскопом, где мелькают и зловещие узоры, но чаще картинка солнечная. Здесь и замечательные актеры (даже в эпизодах — целое созвездие: Ингеборга Дапкунайте, Мария Шалаева, Тина Далакишвили, Владимир Мишуков, Юрий Борисов и другие), и Москва, на которую смотришь очарованным взглядом режиссера, и, самое главное, — любовь. Да, некоторые могут выразить ее только словами: «Фея, а пойдем пожрем», но она от этого не перестает быть чудесной перерождающей силой.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Джульетта без Ромео

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

​В сад, за любовью

Жаннат Идрисова

​Лечить — и никакой еды!