Муми-тролли рождаются на свободе
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: Кадр из фильма Туве
О скрытых и явных месседжах биографической драмы «Туве» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Фильм Зайды Бергрот, выходящий в российский прокат 27 мая, способен удивить человека, ничего не знающего о жизни выдающейся финской писательницы Туве Янссон. Но более важно, что, почерпнув из картины информацию, он вряд ли изменит положительное отношение к этой женщине, создательнице самых харизматичных сказочных персонажей середины XX века.
Хельсинки 1940-х годов. Мирное, послевоенное время. Постепенно уходят в прошлое ночные бомбежки, стоны и крики раненых, постоянный страх потерь. В богемных кругах настроение особенно приподнятое: ощущение мира и внутреннего раскрепощения вдохновляют живописцев и литераторов на новые идеи, постановку острых вопросов и нестандартные ответы.
Кадр из к/ф «Туве»
Молодая художница и иллюстратор Туве Янссон (Альма Пёвсти) тоже радуется этим переменам, но ей сложнее, чем друзьям, расправить крылья в творческом полете. Выпускница колледжа изящных искусств, прекрасно владеющая кистью и красками, она, тем не менее, чувствует: классическая живопись не ее «конек». Все выходит красиво, но холодновато. А вот забавные герои, в минуты отдыха рождающиеся в альбоме под поскрипывающим кончиком грифельного карандаша, получаются буквально живыми. И даже карикатуры, напечатанные на грубой газетной бумаге, больше трогают людей, чем представленные на персональной выставке пейзажи и автопортреты. «У вас замечательно вышел Гитлер с тортом», — говорит героине на вернисаже одна из простодушных горожанок. В ответной улыбке Туве — благодарное смущенное и затаенная боль. Как быть, если больше всего удовольствия приносит именно то, что делаешь просто для удовольствия?
А тут еще давление со стороны отца, известного финского скульптора Виктора Янссона (Роберт Энкель). Он, как и всякий родитель-творец, нередко суров, даже жесток в общении с дочерью. Иллюстрации и шаржи, на его взгляд, — пустая трата времени. Живопись — вот чему стоит посвящать часы, дни и годы. Туве сопротивляется слабо, она и сама начинает думать о несерьезности своих набросков и придумываемых к ним сказочных историй. Чтобы как-то встряхнуться, устраивает легкое романтичное путешествие: заводит роман с женатым на тот момент поэтом и журналистом Атосом Виртаненом (Шанти Рони).
Кадр из к/ф «Туве»
Все в ее жизни начинает меняться после встречи с режиссером Вивикой Бендлер (Криста Косонен). «Ваша живопись не так интересна, как рисунки», — несколько бестактное признание, сделанное новой знакомой в выставочном зале, не обескураживает госпожу Янссен, скорее, заставляет встрепенуться. Ибо в этом нечто большее, чем интерес к графике: здесь оценка профессионала, наделенного острым чутьем на все, что может иметь успех.
А потом вспыхивают чувства. Туве, признаваясь Атосу в близости с женщиной, описывает это с нежно-восторженным лицом: «Знаешь, словно налетел прекрасный дракон и унес в сказочную страну». Как и во всякой любовной связи, в этой будут и радость, и боль, и разочарование, сменяемое надеждой, — то робкой, то сильной. Художница готова заявить миру о своей страсти, но та, другая, предпочитает держать все в тайне. Да и, как выяснится вскоре, не отличается особым постоянством... Зато в этих муках у Туве рождается понимание того, что именно она должна дарить этому миру. Что забавные муми-тролли нужны людям, причем не только детям, но и их родителям.
Байопик о знаменитой художнице и писательнице, выгодно отличающийся от многих других деликатностью, интеллектуальной эстетикой, можно отчасти упрекнуть в излишнем акценте на личной жизни Янссон. Однако на это стоит взглянуть и с другой стороны. Именно полное знание себя, принятие собственного света и тени делают нас по-настоящему свободными и сильными, способными покорять самые высокие творческие вершины. И если находится человек, запустивший процесс этого «знакомства», то вряд ли нужно отрицать его значимость.
Нельзя не сказать, что Альма Пёвсте прекрасно сыграла роль, ее Туве, пожалуй, максимально приближена к оригиналу, вплоть до портретного сходства. Практически все, кто знал Янссон, отзывались о ней как о необыкновенно скромном и душевном человеке. Хороша и Криста Косонен: ее Вивика красива и брутальна одновременно, то ангельски обволакивает теплом, то, манипулируя, дьявольски обдает холодом.
А в целом фильм заставляет в очередной раз задуматься о высокой цене, которую гений платит за свой дар. У него зачастую нет выбора, поэтому он вынужден смириться. И творить.