18+
07.11.2018 Тексты / Рецензии

​Лекарство против смерти

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

О трудном выборе героя в драме «Человек, который удивил всех» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Фильм, снятый Наташей Меркуловой и Алексеем Чуповым по собственному сценарию, по праву собрал и собирает восхищенные отзывы прессы и зрителей. Это тот случай, когда мы можем посмотреть качественное российское кино — захватывающее, эмоциональное, умное без морализаторства, с интересными героями.

Егор Коршунов живет в небольшом таежном поселке, работает в лесничестве егерем. Работа трудная, сопряженная с риском для жизни, ибо браконьеры при встрече пускают в ход и ружье, и нож. Но Коршунов свои обязанности выполняет добросовестно: во-первых, на его плечах забота о жене Наталье (Наталья Кудряшова), которая вот-вот родит второго ребенка, сыне-школьнике Артеме (Василий Попов) и пожилом свекре (Юрий Кузнецов), во-вторых, как человек ответственный не привык лениться.

Фотография с сайта kinopoisk.ru

В один из дней он узнает, что его плохое самочувствие в последнее время вызвано не легким недомоганием, а серьезной болезнью. Терминальная стадия рака, жить остается не более двух месяцев — таков приговор и местных врачей, и светил медицины из Москвы. «Мы будем бороться, ты выздоровеешь», — подбадривает Егора жена и ведет его к местной шаманке (Елена Ворончихина). Та за приличную сумму совершает весьма сомнительный обряд очищения. Встретив Коршунова через несколько дней, знахарка спрашивает: «Ну, что, помогло?» «А что, должно было?» — беззлобно усмехается Егор. И словно в награду за его философское спокойствие полупьяная лекарша рассказывает притчу о селезне Жамбе, которого смерть не настигла только потому, что не узнала: он извалялся в дорожной пыли и стал серым как уточка. Герой выслушивает это с присущей ему невозмутимостью, однако ближе к вечеру, напившись, идет в загон с домашними птицами, пытается поймать их, но в итоге падает и засыпает среди тревожно гогочущих гусей.

Происходящие затем события как нельзя лучше характеризуются словом «драма». Егор решает, подобно селезню из притчи, сыграть со смертью в прятки. И вот тут важно обратить внимание на следующее обстоятельство: весь музыкальный ряд (песни, которые звучат из электронных носителей — «Я уйду», «Тучи» и т.д.) говорит о том, что действие происходит в середине 90-х годов. Лихое время, эпоха брутальных мужчин и моды на слово «крутой». «Папа, про тебя говорят, что ты крутой», — с гордостью делился с Егором сын, приходя из школы.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


И именно в таких условиях Коршунов совершает немыслимое, с точки зрения односельчан и близких, — перевоплощается в женщину, никому ничего не объясняя и ни перед кем не оправдываясь. Сначала потрясает то, что делает он это основательно, всерьез. Не просто надевает женское платье, колготки, боты, а полностью отказывается от мужественности, от той власти, что дана ему от природы в силу гендера и, одновременно, словно надевает на лицо маску виктимности, делающую его уязвимым. Меняется пластика: резкая мужская поступь уступает плавной неспешной походке. Когда первоначальный шок проходит, понимаешь: он, настоящий мужчина, иначе поступить и не мог. Или ты делаешь все как надо — полностью отрекаешься от своего «я», принимая чужое, либо не делаешь вовсе.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Увы, плата за верность собственным принципам часто высока, и Егору предстоит выдержать такое жестокое испытание, как негативная реакция семьи, друзей, знакомых. Все это заставит задуматься: правильно ли оно — выживать любой ценой? Не ошибка ли — изменять своей сути, роняя в глазах окружающих мужской и человеческий авторитет? С другой стороны, достойны ли такие друзья того, чтобы дорожить их мнением? И, главное, если пытаться продлить себе жизнь, то ради чего? Ответ на последний вопрос, на мой взгляд, дан в эпизоде, где Егор в том же женском платье сидит под окнами роддома и слышит пронзительный крик своего только что родившегося ребенка. Успел, застал — это ли не победа? А там будь что будет, и смерть не страшна.

Что касается актеров, то про Наталью Кудряшову хочется сказать особо: она вне конкуренции, не зря она была удостоена награды Венецианского кинофестиваля в секции «Горизонты» за главную женскую роль. Ее героиня, чувственная, женственная, умеет враз стать жесткой и волевой, хлестнуть фразой: «Что ж ты не помрешь как мужик-то». Но в нужный час способна все понять без слов и подставить свое плечо, очистить от скверны, спасти от гибели. Примечательно, что в тех эпизодах, когда она полна гнева и отрицания, рядом с ней роятся мухи как символ суеты, обывательщины, даже нравственного разложения. После того, как она преисполнится мудрости, насекомые исчезнут.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Удастся ли герою, как и селезню, обмануть смерть — узнаете из фильма. Его стоит посмотреть. Каждому из нас в какой-то момент жизни приходится делать выбор и меняться, а у героев этой картины есть чему поучиться.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

​Семь знаковых фильмов о джазе

Жаннат Идрисова

​Не страшно до смеха