18+
13.11.2020 Кратко / Статьи

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 7 ноября — 13 ноября 2020

  • Каким одним словом (максимум — двумя-тремя) вы бы охарактеризовали весь 2020 год? Если цензурно. Ученые подсказали правильные ответы. Британский словарь английского языка Collins English Dictionary сообщил, что это «локдаун» (lockdown) — режим изоляции, вводившийся из-за пандемии и больно ударивший по экономике. Лексикографы насчитали более 250 тысяч случаев употребления термина. В России свои нюансы: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина назвал словами года «самоизоляцию» и «обнуление». Как пояснили исследователи, были отобраны ключевые слова, которые характеризуются высокой частотностью употребления, смысловой емкостью и значимостью.
  • И продолжая главные темы этого года: одно из самых любимых событий московских и не только библиофилов — международную ярмарку интеллектуальной литературы Non/fiction — решено перенести на конец марта 2021 года. Все купленные билеты будут действительны, организаторы сообщили о возможности присутствовать на различных онлайн-мероприятиях с участием литераторов.
  • Евгений Водолазкин вновь поднимает одну из проблем современного искусства, да и в целом — мироощущения. На этот раз в своем новом романе «Оправдание Острова» и в приуроченном к выходу книги интервью. «Писать о праведниках сложнее всего. Гораздо проще о злодеях. Доброта наивна и беззащитна, над ней легко посмеяться. Писать же о праведниках современных почти невозможно», — сказал он. Писать, снимать кино или — сериал. Это действительно стало даже не модой, а как будто требованием канона — ставить в центр повествования злодея, который вечно хочет зла и вечно совершает благо, и оттого кажется личностью глубокой и многогранной. Уточню: это «проблема» не в том смысле, что ее надо срочно решить, по заказу заполнив произведения праведниками разного ранга. А в том, что это вопрос для осмысления — особая примета. Правда, чтобы написать о праведниках, Водолазкин выбрал жанр, балансирующий на грани между утопией и антиутопией. То же самое было и с «Лавром» — неисторическим романом о положительно прекрасном человеке: в нем утопическим стало само время — прошлое с прожилками будущего.
  • Всё, что вы хотели знать о литературных критиках, но боялись спросить, можно найти в полифоническом интервью с критиками и книжными блогерами на Bookmate. Наверное, самый тревожащий вопрос: «Если вы так хорошо разбираетесь в литературе, то почему сами не напишете роман?» Что ж, выяснилось, что знания техник и литературных стратегий недостаточно. Отвечая, некоторые интервьюируемые ушли в область мистического опыта и алхимических поисков. Валерия Пустовая: «А вовсе не нужно разбираться в литературе, чтобы написать роман. Более того, разбираться в литературе недостаточно, чтобы написать даже критическую заметку. Нужна искра божья, талант». Саида Исхакова: «Для писательства нужен определенный талант и рвение». Лиза Биргер: «В литературе есть некое волшебное вещество, которое превращает просто прозу в сверхпрозу». Но тогда возникает следующий вопрос: не привносит ли в литературу это волшебное вещество, превращающее просто прозу в сверхпрозу, тот, кто воспринимает текст, — сам читающий, который либо сумел войти в резонанс с автором, либо нет?

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок

Анастасия Башкатова

​Новости недели. 31 октября — 6 ноября 2020