18+
25.05.2018 Тексты / Авторская колонка

​«Смута» в Малом театре

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Олег Грицаенко

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о патриотической постановке Малого театра.

Я так часто восторженно рассказываю своим друзьям и знакомым о Малом театре, что они, боюсь, считают меня либо сумасшедшим, либо лицом заинтересованным. Ни то, ни другое. История Малого театра состоит не только из выдающихся постановок, гениальных артистов и «великих старух». Бывало всякое, я знаю об этом и готов поговорить. Например, в дневниках Е.Д. Турчаниновой сохранилась запись: «Враг театра ушёл, но оставил тяжелые следы, которые не скоро изгладятся». Это она писала после ухода художественного руководителя (не будем лишний раз называть имён в отрицательном контексте) в апреле 1945 года. Но до чего надо было довести труппу, чтобы даже милейшая, деликатная и терпеливая Евдокия Дмитриевна написала такое! А она тут выражала, конечно, общее настроение.

Потом театр снова ожил и зацвел. 1950-е годы, на мой взгляд, пик творчества Малого, если судить по воспоминаниям. Да и старые аудиозаписи тех лет, особенно трансляции из зала, яркая тому иллюстрация. Когда на сцене К. А. Зубов или В. Н. Пашенная, или «великие старухи», любая, даже самая плохая пьеса, превращается в великолепный спектакль. В чудо-полотно, где актёры соединены между собой какими-то невидимыми нитями. Но после их ухода, как говорится, в мир иной — опять затишье. На этот раз оно растянулось так надолго, что в конце семидесятых, когда у «новых» стариков (Гоголева, Ильинский, Анненков, Царев) вдруг появились значительные работы, злые языки в театральных кругах пустили шутку: «Мертвецы зашевелились». В 2000-е же, я сам помню это время, даже государственные СМИ про Малый говорили «театр-музей». А чиновники, в том числе и высшие, ходили в более успешные и модные театры, а Малого как будто и не существовало. Другой театр ушел бы в полную политическую оппозицию и к правительству, и к государству в целом, а Малый — нет — наоборот: взялся ставить спектакль по роману одного из министров этого правительства.

По такому поводу хочется вспомнить очень хорошую лезгинскую поговорку, которая переводится примерно так: если тебя не замечают, когда сидишь, ты хоть привстань, хоть подпрыгни — всё равно проигнорируют. Впрочем, будем надеяться, что министерский роман выбран для постановки исключительно из-за художественных достоинств, а не из-за каких-то корыстных целей. Хотя мне текст показался из рук вон слабым. Но — о вкусах не спорят.

Итак, на этой неделе на исторической сцене Малого театра состоялась премьера спектакля режиссера Владимира Бейлиса «Смута. 1609-1611 гг.» по роману Владимира Мединского «Стена». Книга вышла в печать в 2012 году тиражом 100 тысяч экземпляров. К сведению библиофилов надо заметить, что не весь тираж пока ещё раскуплен, судя по многочисленным стопкам и домикам из книг на столах по всем фойе театра. На сцене же впервые произведение было поставлено Приморским краевым академическим театром в 2016-м году во Владивостоке (режиссер Ефим Звеняцкий).

И вот спустя два года новая сценическая версия. СМИ пишут, что автор романа от гонорара за спектакль отказался в пользу проекта по восстановлению Смоленской крепостной стены. Правда, тут же добавляют, что руководит данным проектом Военно-историческое общество, председателем которого сам Мединский и является.

«Вы мне скажите, — говорит Владимир Бейлис в телевизионном сюжете для канала Культура, — где сейчас есть какой-нибудь спектакль, который говорил бы о той истории в патриотическом стиле?».

Нигде — подразумевается ответ.

...ощущение растерянности от постановки витает как над подмостками, так и над зрительным залом

Вполне вероятно, что именно так рассуждал режиссер и сорок лет назад, когда совместно с Львовым-Анохиным взялся поставить спектакль по книге воспоминаний Леонида Ильича Брежнева «Целина». Я специально послушал аудиозапись 1981-года. И знаете, заслушался. Мне показалось, это гораздо интереснее. Вместо кондовой пропаганды я обнаружил вполне себе приличную вещицу о конкретных человеческих судьбах. Когда критики писали, что «кажется невероятно смелой сама мысль перенести на сцену книгу Л.И. Брежнева», конечно, они то ли ёрничали, то ли просто в духе времени преувеличивали. И вот спустя почти сорок лет мне тоже хочется указать на невероятную смелость режиссера, не побоявшегося утонуть в религиозном и патриотическом пафосе при выборе такого материала. Не побоялся, но всё же утонул.

Действие происходит в Смутные времена. Оборона Смоленской крепости от войск жадного, жестокого и по-ослиному упрямого польского короля Сигизмунда (народный артист России Валерий Бабятинский). Но его упрямство не беспричинно: у него есть тайная информация о том, что под крепостью зарыт клад, заполучив который он собирается не только расплатиться с наемными войсками, но и разбогатеть. Об этой тайне знает ещё кто-то из русских, сотрудничающий с поляками. «Крысой», как его называют в пьесе почему-то на тюремном жаргоне, оказывается купец Зобов (народный артист России Владимир Дубровский). Сразу хочу заметить, что два этих отрицательных персонажа — самые интересные актерские работы во всём спектакле. Возможно, потому, что артистам дана свобода изображать своих героев шаржево — есть где разгуляться. А исполнители положительных ролей (народные артисты России В. Афанасьев, Александр Ермаков, артисты А. Фаддев, Л. Милюзина, О. Доброван и другие)зажаты в тиски клише и стереотипов. Нельзя не упомянуть еще об одном актерском дебюте — две белоснежные псовые борзые, если я правильно различаю породу. Со своей задачей — то и дело приковывать интерес публики к сцене — справились отлично: хотя они были благовоспитанные собаки и ничего лишнего на сцене себе не позволяли, а сидели смирно или просто прохаживались на привязи, но зритель при их появлении замирал и любовался красавицами. (Или красавчиками — пол не указан).

В спектакле занято более полусотни артистов театра и студентов Щепкинского училища. Много массовых сцен — это отметим как положительный момент, который оставляет выгодное впечатление. Однако сценки так быстро сменяют друг друга, что складываются в сплошное мельтешение. Как будто актёры выходят каждый в свой черёд быстренько проговорить слова и уйти. А злоупотребление видеопроекцией просто зашкаливает: фрески и иконы, летающие по небу птицы, горящие здания и поля — как будто не в театре сидишь, а на студенческом капустнике, где недостаток актерского таланта прикрывается широкими техническими возможностями.

В общем, ощущение растерянности от постановки витает как над подмостками, так и над зрительным залом. Что говорить, если уже на втором премьерном показе в зале полно свободных мест! Один из актеров, занятых в постановке, написал на своей странице в фейсбуке: самая пора распространять билеты через ЖКХ.

Врагом театра восьмидесятилетнего режиссера, работающего с Малым театром очень давно, не назовешь, конечно. Я и сам недавно писал восторженный отзыв об одной его работе. Однако постановкой «Смуты» Владимир Михайлович, если и «не оставил тяжелые следы, которые нескоро изгладятся», то как минимум смутил и весь театр, я полагаю, и всех его поклонников.

Но будем надеяться на зубовых и пашенных сегодняшнего дня, а если они невозможны, то хотя бы на новых «мертвецов», которые снова «зашевелятся».

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​«Вишнёвый сад» в Пятигорске

Фазир Муалим

​Театр эпохи авангарда

Фазир Муалим

​Метаморфозы

Фазир Муалим

​Карамазовы

Читать по теме

​Мария Семенова о том, как пропал Волкодав

Мария Семенова рассказала обозревателю Rara Avis Алене Бондаревой о своей новой книге «Братья», плетении лаптей и игре на кугиклах.

02.11.2015 Тексты / Интервью

​«В центре внимания» — сиди и смотри

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о предельно искреннем фильме Тома МакКарти «В центре внимания».

26.02.2016 Тексты / Рецензии

​Александр Долин. Не считаю себя настоящим хайдзином

После 26 лет жизни в Японии в Россию вернулся писатель, переводчик, поэт и профессор Александр Долин. Александр Куланов поговорил с сэнсэем о цунами малограмотных переводов, японской лирике и русской поэзии.

25.04.2017 Тексты / Интервью

​Доброй охоты всем нам!

О спектакле «Маугли. Доброй охоты!» режиссера Дмитрия Бозина в Театре Романа Виктюка рассказывает театральный критик Татьяна Печегина.

03.04.2018 Тексты / Статьи