Мифы о шизофрении
Текст: Екатерина Фомичева
Иллюстрация: кадр из к/ф «Игры разума»
О шизофрении в кино, книгах и жизни специально для Rara Avis рассказывает психолог Екатерина Фомичева.
В прошлых выпусках рубрики «Не Фрейд» мы говорили о возрастных кризисах, подростках и сепарации, а также о том, как эти темы были представлены в литературе и кино. Теперь же пришло время обсудить патологии. Поговорим о «королеве диагнозов», шизофрении. Пожалуй, сегодня это самое известное и непонятное заболевание в широком спектре психиатрических диагнозов, поэтому оно до сих пор окутано мифами. Они-то и проникают в кино и книги.
К тому же как и многие другие недуги, вроде посттравматического стрессового расстройства или маниакально-депрессивного психоза, шизофрения попала в круг понятий, смысл которых сегодня трактуется превратно. Депрессия — серьезный клинический диагноз, однако этим словом обозначают пару часов плохого настроения; стрессом именуют абсолютно все, забывая о том, что так называется адаптивная физиологическая реакция, служащая для быстрого приспособления к меняющимся условиям среды. С шизофренией та же беда. Рискну предположить, что и вы много слышали о заболевании, возможно, даже опасаетесь его. Но что именно вы знаете о нем?
К сожалению, сегодня почти не найти фильмов и книг, в которых эта болезнь показывается достоверно. Именно поэтому хочу развенчать некоторые неверные представления и вернуть вес понятию.
Откуда взялась шизофрения?
Если заглянуть в мировую историю, то первые шизофреноподобные симптомы были описаны — более 4000 лет назад в египетском папирусе. В Средние века эстафету принял ученый Авиценна, обозначив состояние, отчасти напоминающее шизофрению, он называл его «джунун муфрит» (тяжелое безумие). И лишь в 1893 году dementia praecox (раннее слабоумие, устаревшее название шизофрении) была выделена как отдельное душевное расстройство немецким психиатром Эмилем Крепелиным. Современный термин ввел в науку швейцарский врач Юджин Блейлер в 1908 году. Однако самостоятельным диагнозом болезнь стала лишь к 1952-му.
Что же касается адекватной терапии, то работающие лекарства для пациентов с этим недугом появились лишь во второй половине ХХ века. Однако и сегодня, несмотря на огромное число научных работ, шизофрения остается малоизученной, исследования дальше описаний симптомов практически не продвинулись.
Современное течение болезни
Если вы думаете, что ученые понимают причины возникновения этого недуга, механизмы его развития или способы лечения, то ошибаетесь. Даже сейчас существует множество теорий о том, что же такое шизофрения на самом деле. Одни исследователи уверены — это мутация, которая позволит человечеству выжить в стремительно меняющемся мире. Другие считают — побочное явление эволюции, плата за мышление и речь. По сути, современная медицина научилась лишь госпитализировать пациентов и сглаживать симптомы. Последние, равно как формы течения болезни настолько разнообразны, что даже изучение этой классификации наводит на мысль о салатном миксе: ингредиентов масса, а порядок их объединения произвольный. Под шизофрению можно подвести чуть ли не любое психическое расстройство. Например, психозы различной этиологии, в том числе эндокринной природы, органические заболевания центральной нервной системы, аутизм, маниакально-депрессивный психоз. Ошибочные диагнозы всегда ставят в вину психиатрам. Но, раз заболевание смогли описать, значит, существует что-то, объединяющее всех пациентов с этим расстройством? Попробуем разобраться.
Photo by Camila Quintero Franco on Unsplash
Большими симптомами сегодня считаются: голоса в голове, бредовые идеи и «материализация» или «эхо» мыслей. Послания у такого пациента не просто путаются, он убежден в том, что окружающие их «слышат», или наоборот, «вкладывают» свои идеи ему в голову, отчего размышления становятся бесконтрольными и спутанными. К малым — относят нарушения речи, апатию (некоторые авторы называют ее аутическим поведением) и «кататоническое» возбуждение * — психологический синдром, основной признак которого — двигательное расстройство , сменяющееся ступором. Легенды о святых, замиравших в одной позе и даже не моргавших, когда их телам меняли положение, как если бы они были вылеплены из пластилина, мифы о блаженных, которые могли часами раскачиваться из стороны в сторону, а потом вдруг кидаться на людей с немотивированной агрессией — все это следы шизофрении в мировом фольклоре. Ведьмы, бесноватые, одержимые — теперь не узнать, кто из них был носителем заболевания.
Современные специалисты сходятся на том, что больные шизофренией теряют интерес к происходящему, замыкаются, «уходят в свой мир». У них страдает память, речь, поведение становится странным и нелепым. Эти люди слышат разные голоса: поддерживающие, угрожающие, заставляющие. Однако зрительные галлюцинации появляются крайне редко. Из-за перемены восприятия мир превращается в смесь реальности и фантазии, причем агрессия и проявления психоза совершенно необязательные симптомы.
Три мифа о шизофрении
Развею мифы: шизофрения не равна раздвоению личности, это абсолютно разные заболевания. Помните, например, героя фильма «Бойцовский клуб» (1999, режиссер Дэвид Финчер), многие думают, что он шизофреник. Ничего подобного у Рассказчика (Эдварда Нортона) обычное раздвоение личности. Его альтер-эго Тайлер Дёрден (Бред Питт) то и дело «перехватывает» управление. При шизофрении личность деформируется, разрушается, но остается единой, а звучащие голоса исходят из других источников. При раздвоении личности у пациента наблюдается несколько самостоятельных матриц, как будто разные люди живут в теле одного человека.
кадр из к/ф «Бойцовский клуб»
В то же время шизофрения — это и не слабоумие. Например, классическая деменция хорошо показана в фильме «Дневник памяти» (2004, режиссер Ник Кассаветис). На протяжении всей картины пожилой Ной читает потерявшей память Элли историю их жизни и любви. Но болезнь его супруги вызвана органическими изменениями, а шизофрения имеет психическую природу. Это «неправильная работа мозга», а не его физическое разрушение.
Часто пишут и о генетической природе шизофрении. Да, генетическая предрасположенность есть, но вот где этот код — ученые не знают. Многие данные получены с помощью наблюдения длиной в десятки лет, и если болен один из родителей, вероятность передачи заболевания ребенку всего 6–10%. Данных о стопроцентной наследуемости на сегодня не существует. Возможно, именно поэтому чаще всего в художественных книгах и фильмах, показаны здоровые родители и больной герой повествования. И, разумеется, большое значение имеет среда, в которой живет человек, количество стрессов, употребление различных веществ, сопутствующие заболевания.
Психопаты или гении?
К сожалению, в обществе сложился стереотип — если у человека шизофрения — он опасен. Маньяки, преступники, серийные убийцы чаще всего являются одновременно психопатами и наркоманами, или имеют сложный, сочетанный диагноз, в котором может присутствовать и шизофрения, но лишь как одна из частей. Культовые герои Ганнибал Лектер, Трэвис Бикл, Джокер — психопаты, с тяжелыми детскими травмами и посттравматическим расстройством. По сути же, опасен любой человек, особенно если его разозлить. Но случаи агрессии «заклейменных» почему-то запоминаются лучше. Часто шизофрения осложняется приемом психоактивных веществ и алкоголя. Спуск по социальной лестнице из-за потери работы и интереса к окружающему миру, как и в случае абсолютно здоровых людей, больного шизофренией может привести к совершению преступлений.
И сразу скажу: шизофрения не является спутником гениальности. Случаются совпадения, но крайне редко. Дело в том, что, находясь в плену бреда, очень сложно творить, а снижение когнитивных функций (мышления, внимания, памяти) не позволит довести дело до конца. Книги, написанные больными шизофренией, могут состоять из одного повторяющегося слова, или быть набором слов и символов, не имеющим смысла. В самом благоприятном случае, повествование будет на уровне 5—6-летнего ребенка. С художниками сложнее, особенно принимая во внимание абстрактные, примитивные стили, что очень хорошо обыграно в фильме «1+1» (2011, режиссеры Оливье Накаш, Эрик Толедано), когда необразованный парень (Омар Си) брызгает на холст краской, а аристократ Филипп (Франсуа Клюзе), прикованный к инвалидному креслу, продает «шедевр» за 30 тысяч евро. Полагаю, при таком подходе шизофрения и живопись сегодня вполне совместимы. Если вспоминать известных художников, сотворивших шедевры, но оставивших скандальную память, то случай каждого нужно рассматривать отдельно. Например, у Ван Гога не было шизофрении. Сегодня вердикт исследователей таков: эпилептический или маниакально-депрессивный психоз, осложненный болезнью Меньера * — болезнь внутреннего уха, симптомы — постоянные боли и звон в ушах, сопровождающиеся головокружениями и тошнотой . Дали играл в безумие, но проиграл болезни Паркинсона.
Лучшее лекарство — электрошок?
Безусловно, многих волнует вопрос, можно ли вылечиться? Да, бывают редкие случаи самопроизвольного исцеления. Но в основном больные шизофренией должны принимать лекарства. Современные препараты обладают минимумом побочных эффектов и позволяют вести полноценную жизнь, насильно удерживая связи с привычной картиной мира. Попытки бросить терапию, как правило плачевны. С очередным обострением личность разрушается все сильнее и возвращение к привычной жизни становится невозможным.
кадр из к/ф «Пролетая над гнездом кукушки»
Немало мифов связано и с лечением: электросудорожная терапия, показываемая в кино как карательная мера, на самом деле не пытка. Этот метод применяется до сих пор, однако эффективен он для лечения тяжелых форм депрессии и обсессивно-компульсивного расстройства * — психическое расстройство, связанное с непроизвольно возникающими навязчивыми мыслями , а не шизофрении. Его побочным действием становится ухудшение памяти, а не «овощное существование». Более того, процедура проводится под сильными препаратами, поэтому таких картин, как описано в книге Кена Кизи и показано в культовом фильме «Пролетая над гнездом кукушки» (1975, режиссер Милош Форман), в медицине давно не найти.
Настоящая шизофрения в кино и книгах
И все-таки, неужели нет адекватных примеров картин и книг, посвященных заболеванию?
Зайцев А., Варламова Д. С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города - М.: Альпина-Паблишер, 2018. - 327 с.
Несколько лет назад вышел отличный сборник «С ума сойти! Путеводитель по психическим расстройствам для жителя большого города» (2018, «Альпина-Паблишер»). Написали ее журналисты Дарья Варламова и Антон Зайцев по итогам кропотливого и объемного исследования психиатрии в жизни современного общества. Книга научно-популярная, подходит для широкого круга читателей и дает красочное представление об основных расстройствах, их лечении, симптомах и проблемах, с которыми встретится сам заболевший и его близкие. Шизофрения описана максимально подробно и качественно, с примерами, ссылками на научные работы и исследования, начиная от изучения ее причин и заканчивая современным положением дел в отечественной психиатрии. Даны критерии отличия заболевания от раздвоения личности и деменции, а также, что очень важно, отдельным параграфом вынесен тот факт, что шизофрения «диагноз, но не приговор».
Из художественной литературы многим на ум придет «Идиот» Федора Михайловича Достоевского. Однако Лев Николаевич Мышкин болен никак не шизофренией. В тексте романа есть намеки на «падучую», то есть эпилепсию, и упоминание, что князь лечился в психиатрической больнице в Швейцарии, однако его поведение напоминает расстройства аутического спектра. Князь Мышкин добр, наивен, не понимает многое из происходящего вокруг (особенно в части межличностных отношений), ориентирован на свои переживания и мысли. Мышление странное, за что его и называют «идиотом», но основные когнитивные функции сохранены. В наши дни идиотия — официальный диагноз, означающий тяжелую умственную отсталость, уровня олигофрении, с отсутствием речи и возможностью самообслуживания.
Лет десять назад «Идиот» был поставлен на сцене РАМТа (премьера 16 октября 2004 года, режиссер Обадия Режис). Переживания и внутренние «демоны» князя Мышкина, часто осложняющие чтение, на сцене представили музыкально-танцевальными зарисовками на втором плане, что прекрасно передавало зрителю то, что на самом деле происходило с героем повествования.
Что же касается современной литературы, то есть две книги, которые заслуживают внимания.
Первая принадлежит перу Барбары О'Брайен и называется «Необыкновенное путешествие в безумие и обратно» (1996, «Библиотека психологии и психотерапии»). Автор рассказывает о шестимесячном эпизоде шизофрении, который пережила в 1958 году и от которого самопроизвольно исцелилась. Она подробно описывает тот мир, в котором пробыла полгода, галлюцинации, ей управлявшие, содержание видений, и свое долгое восстановление после того, как «безумие» завершилось. Книга полна метафор, но рассказать про это заболевание иначе невозможно. Барбара не пила лекарств, ее личность была сильно повреждена, опустошена, пострадали почти все когнитивные функции. Но, что удивительно, за шесть месяцев окружающие не догадались, что с ней что-то не так. После выздоровления О'Брайен попыталась разобраться в причинах произошедшего. Поэтому в книге приводится несколько любопытных теорий возникновения заболевания, не противоречащих науке.
О'Брайен Б. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно.
Вторая книга еще более странная «Дневники сумасшедшего» (2004, «Нева»). Она попалась мне в годы популярности Пауло Коэльо. Тогда писатели из Южной Америки вызывали особый интерес. Ее автор Анхель де Куатьэ. Сам «Дневник» — короткая история, рассказанная от лица пациента с шизофренией. Его содержание удивительно созвучно переживанию идей и чувств, о которых пишет Барбара, книги переплетаются, мужской и женский взгляды и опыт удивительно гармоничным образом дополняют друг друга. Оба автора описывают в красках существование во время приступа, изменение видения реальности, которая вдруг наполняется глубочайшим, фантастическим, абсурдным, но таким важным смыслом. Подробно показаны возникающие в сознании идеи преследования, галлюцинации, и последующий переход из состояния болезни к норме, изменение реальности в другую сторону. И все равно, человек, стоящий «на берегу» и не переживший подобного, вряд ли сможет до конца понять происходящее, лишь посмотреть со стороны, как академическая наука, которая ориентируется на поведение и речь пациентов, оставляя за рамками не видимую глазу бурю. Наверное, это и хорошо. Проработав половину жизни с психически больными людьми, я так и не смогла заглянуть «за фасад», узнать, что же переживают они там, под невыразительной внешней маской. В книге де Куатьэ есть такие слова, принадлежащие врачу клиники: «Мы, с одной стороны, все понимаем — психическое расстройство, химические нарушения в нервной ткани и так далее. Но, с другой стороны, иногда смотришь на них и думаешь — почему они лучше, чем нормальные люди? Честнее что ли? Или добрее?». Это правда, в большинстве своем пациенты с диагнозом шизофрения вне обострений милые, добрые, и какие-то светлые люди.
Что же касается кинематографических примеров, то кино разочаровывает. Самое близкое из того, что я видела — это оскароносные «Игры разума» (2001, режиссер Рон Ховард) с блестящей актерской работой Рассела Кроу. Одно большое но: у реального математика Джона Нэша никогда не было зрительных галлюцинаций, а без них канва фильма распадается. Если же уйти от биографии ученого и рассмотреть фильм как попытку показать зрителю реальность глазами человека с шизофренией — то картина заслуженно получила все свои награды. Как описано выше, симптомами заболевания является полное изменение реальности, галлюцинации, бред преследования — все это показано на экране. Джон (Рассел Кроу) живет в другом мире, видит и слышит несуществующих людей, работает над секретными военными объектами...
кадр из к/ф «Игры разума»
А вот любопытный фильм «Машинист» (2004, режиссер Брэд Андерсон) посвящен не шизофрении, как многие думают, а другому заболеванию. В картине показан вариант шизоподобного посттравматического расстройства. Происходит травмирующее событие — герой фильма (Кристиан Бейл) сбил ребенка и сбежал. Психика пытается вытеснить событие, включает все защитные механизмы, которые ей доступны. Переживаемый стресс приводит к нарушению сна и аппетита, сознание населяют видения. Однако после осознания причины и «явки с повинной» в полицию, у персонажа Бейла включаются механизмы исцеления: он наконец-то может заснуть, видения растворяются, галлюцинации уходят. Картина сделана, на мой взгляд, гениально как с психологической, так и с кинематографической точки зрения.