18+
09.11.2018 Тексты / Авторская колонка

​Ловушка. Азалия

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Александр Антчак

Поэт и театральный критик Фазир Муалим об уловках и детективах на сцене театра «Постскриптум».

За три года, что я пишу в Rara Avis, каждый раз обращаюсь к новому театру. За редким исключением, когда, бывает, по случаю или просто из особой привязанности возвращаюсь к любимым коллективам. Но всё равно пока не обошёл и половины всех театров Москвы хотя бы по одному разу — вот как их много. Чтобы ориентироваться в нескончаемом лицедейском улье, профессиональным критикам и театральным деятелям приходится как-то систематизировать всю информацию на этом пространстве, распихав его по своеобразным ячейкам. А систематизированное знание, согласитесь, оно немного... мумифицировано; ну, не то чтоб совсем умерщвлено, однако каждый раз требует восстановления — «перед употреблением взболтать», что называется.

То ли дело мы, простые зрители, не обязанные знать обо всех ходах и выходах этого лабиринта. Наше знание, в отличие от холодного знания профессионала, неразрывно связано с эмоцией и чувством. Поэтому, если они полагаются на логику, когда выбирает на вечер спектакль, чтоб посмотреть, то мы прислушиваемся к интуиции. Иногда ошибаемся, но чаще попадаем в точку — оказываемся в нужном месте в нужное время. Ведь интуиция — это та же логика, только другого порядка. Как бы я определил разницу между ними: если логику можно просчитать, то интуицию — считать. И ещё: логика связана с волей и планом, а интуиция — со случаем и предопределенностью.

Это было моё маленькое предисловие к разговору об одном театре, о котором я раньше не знал и не говорил.

Выходной день. Не было никаких планов на вечер — и тут звонят и приглашают.

«Ловушка». Нет, это не первая мысль, что пришла в голову — это название спектакля. Режиссёр Ярослава Дубинина поставила в театре «Постскриптум» пьесу французского драматурга Робера Тома «Ловушка для одинокого мужчины».

Три сдвинутых вместе стола, яркий прожектор над ними в виде диадемы, вызывающий разные ассоциации от операционной до всевидящего Ока. Декораций на сцене — минимум. Да и нет особой необходимости в них, потому что сюжет пьесы, если впервые сталкиваешься с ним, настолько захватывающий, что не только не замечаешь декораций или их отсутствие, но забываешь и про актёрскую игру.

Даниэль — попал в ловушку

Исчезла жена главного героя пьесы Даниэля Корбана (актёр Михаил Малинин), и он обращается за помощью к комиссару полиции (Владимир Мещеряков). Однако на следующий день месье Корбана навещает местный кюре (Юрий Бабаков) и объявляет ему, что жена его нашлась и ожидает за дверью. «Она не осмеливалась вернуться, боясь вашего гнева». Даниэль в шоке от такой новости, ему становится плохо, и он падает без чувств. Очнувшись и придя в себя, он видит женщину (Юлия Уразбаева), которая бросается ему на шею со словами: «Мой дорогой, мой Даниэль, мы снова вместе. Спасибо, что простил меня». Но это не Элизабет, не его жена. То ли он сошёл с ума, то ли тут действительно что-то затевается. Он срочно связывается с комиссаром полиции — тот приезжает и начинает расследование заново. В отсутствие комиссара кюре и лжежена ведут себя откровенно нагло по отношению к Корбану, но как только появляется комиссар — всё чинно-благородно. Перед нами откровенные мошенники. Скорей всего, они убили жену Даниэля, которая недавно получила богатое наследство, и теперь, упрятав мужа в психушку, хотят по поддельным документам на правах законной супруги заполучить всё наследство. Однако у зрителя то и дело возникают сомнения: а что если на самом деле всё это разыгрывается только в воображении психически нездорового человека? Появляются ещё персонажи, которые только усугубляют путаницу и неразбериху — художник Мерлуш (Александр Бесходарный) и медсестра (Юлия Рыбакова). Целая банда. Сюжет развивается, усложняется, делается всё запутаннее. Под самый финал столы раздвигаются, и на одном из них, что посередине, стоит Даниэль — попал в ловушку — кажется, будто он собрался вещаться. Но нет. Он делает признание. А в чём оно, его признание, я не скажу. Потому что, если вдруг вы соберётесь пойти на этот спектакль, то большего удовлетворения получите, когда заранее не знаете финала. Всё-таки детектив.

Но я хочу поделиться с вами ещё одним любопытным моментом этой постановки. Помните, как в античном, да и вообще в древнем, театре: зачастую не на шутку опасно было играть роль отрицательного персонажа — актёра могли за поступки его героя так отдубасить, что мало не покажется. Так вот, в какой-то момент во мне проснулось это древнее, дикое чувство по отношению к актрисе Юлии Уразбаевой. А в финале, когда всё перевернулось с ног на голову или, точнее, наоборот, встало на ноги и выпрямилось, сам себе удивлялся, опомнившись: надо же, иногда и таким, колдовским, образом воздействует волшебная сила искусства.

Во втором спектакле, тоже премьерном («Азалия», постановка режиссера Сергея Афанасьева по одноимённой пьесе французского драматурга Ива Жамиак), на который через несколько дней я уже сам пошёл целенаправленно, эта актриса играет более спокойную роль второго плана (Тереза) и таких ярких и агрессивно окрашенных чувств не вызывает.

...в эту ловушку настоящих чувств и попадает сам мнимый богач-архитектор

Если первый спектакль, о котором мы говорили — психологический детектив, то этот — лирическая комедия с психологическим переодеванием. Главный герой «Азалии» Давид, скромный служащий строительной компании (всё тот же Михаил Малинин) постоянно обманывает, выдавая себя за преуспевающего и востребованного архитектора. Но он не шарлатан, он просто не уверенный в себе немолодой человек, который не верит, что его могут полюбить таким, каков он на самом деле. Однажды Давид знакомится с Леа, художницей (актриса Юлия Рыбакова). Рассказывая ей о своем богатстве, он полагает, что расставляет ловушку. Да-да, и тут тема ловушки. Однако Леа узнаёт всё про Давида от Терезы, его бывшей женщины, и принимает его таким, какой он есть. Именно в эту ловушку настоящих чувств и попадает сам мнимый богач-архитектор.

Добавлю, что в спектакле заняты ещё два актёра — Александр Сударев (Матье, сын Леа) и Алёна Журавлёва (Бет, девушка Матье).

Художественное оформление — заслуженный художник России Валерий Фомин. Декораций в общем-то тоже немного: вращающийся круг с изображением Джоконды на заднике, некая конструкция из велосипедных колёс и каких-то ещё механизмов, венчающаяся люстрой, кресла и столик.

В репертуаре «Постскриптума» ещё несколько премьер. Но окажусь я снова в этом театре или нет, решит очередной случай, а вам всё же желаю не избежать хотя бы одной из двух ловушек, о которых я рассказал. Даже советую. Таким образом вы совместите логику с интуицией: поход в театр запланируете сами в удобный для вас день, а знаком, что обязательно нужно сходить, будет этот наш разговор.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​Театр «Ромэн» и культ личности

Фазир Муалим

​Театр эпохи авангарда

Фазир Муалим

​Неделя МакДонаха в Перми

Фазир Муалим

Асият. Горянка