18+
14.02.2018 Тексты / Рецензии

​«Колесо чудес» — сказки не будет

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о новой драме Вуди Аллена.

Фильм «Колесо чудес» живого киноклассика можно отнести к условному женскому кино, ибо в нем режиссер так показал внутренний мир своих героинь, что дал повод актрисе Кейт Уинслет пошутить в одном из интервью: «Это, наверное, потому, что он сам в некотором смысле женщина!» Вуди, в свою очередь, не скрывает: сегодня женские персонажи для него интереснее мужских, у них больше сложностей, богаче спектр эмоций. Как же в итоге, при таких акцентах, это смотрится на экране?

Но прежде чем перейти непосредственно к фильму, еще несколько слов об Аллене. Лично у меня сложилось впечатление, что если маэстро перестанет выдавать в год по картине, то что-то произойдет в этом мире. Ну, например, земная ось немного изменит свой градус. И ведь любая его лента, если и не шедевр, то все равно — значимое высказывание мастера. По мне, Вуди в этом творческом постоянстве сродни российскому писателю Виктору Пелевину, публикующему новый роман через каждые 12 месяцев, плюс-минус неделя; по крайней мере, в отношении их двоих я считаю абсолютно точным высказывание «Стабильность — признак мастерства».

Кстати, в одном из недавних интервью по поводу выхода «Колеса чудес», Аллен обронил: «Я заканчиваю свой следующий фильм с Селеной Гомес, Ливом Шрайбером и Джудом Лоу. Поэтому меня больше не интересует „Колесо чудес“. Если людям, критикам фильм понравится — восхитительно. Если нет, меня это не расстроит». Что сказать? Всем бы нам быть так заряженными делом на девятом десятке (в декабре прошлого года режиссер отпраздновал 82-летие).

Ну, а теперь покрутим «Колесо чудес». Сюжет поначалу кажется банальным (любовный треугольник), однако мысли о его тривиальности довольно быстро исчезают, потому что на наших глазах «геометрия» отношений усложняется... Однако, все по порядку.

Кони-Айленд 1950 годов, его знаменитый парк развлечений с большим колесом обозрения, прозванным колесом чудес, с обширным пляжем. Сначала мы осматриваем заполненное загорелыми людьми побережье глазами 25-летнего Микки (Джастин Тимберлейк), будущего писателя, а ныне — обычного пляжного спасателя; потом нашими гидами будут и другие герои.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Микки в солнечные спокойные дни сидит на вышке и следит за тем, чтобы отдыхающие не заплывали далеко. В непогоду, когда штормит, а значит, никто не купается, парень уединяется под навесом с томиком Шекспира. В один из дождливых вечеров он видит на берегу еще довольно молодую красивую женщину (Кейт Уинслет), которая, судя по выражению ее лица, не прочь броситься в бушующие волны. Парень, почувствовав недоброе, окликает незнакомку, приглашая затем в прибрежное кафе. Джинни (так она представляется) очарована красивым голубоглазым спасателем и не рассказывает ему о том, что не свободна, что дома ее ждут муж Хэмпти (Джеймс Белуши) и сын Ричи (Джек Гор). Ей не хочется, чтобы этот прекрасный вечер в компании молодого поэтичного мужчины омрачался прозой жизни, ведь супруг — пожилой механик, обслуживающий детскую карусель, грубиян и выпивоха, а сын-подросток страдает пироманией, так и норовит устроить где-нибудь пожар. Сама Дженни работает официанткой в кафе — это при том, что когда-то была неплохой актрисой. Ее театральная карьера пошла под откос из-за неурядиц в прошлой семейной жизни, она почти смирилась с происходящим, но до сих пор с тоской вспоминает сцену, примеряет красивые наряды, слушает музыку. Незатейливые пристрастия Хэмпти — рыбалка, бейсбол, пивные посиделки, — ей неинтересны. И потому она, преодолев страх и стыд, сближается с Микки.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Любовь и страсть захватывают Джинни целиком. Спустя короткое время после начала романа она уже не мыслит своей жизни без спасателя, рисует в мечтах их совместное будущее. Микки тоже влюблен и вроде бы не прочь перевести любовную интрижку в статус «серьёзные отношения», но тут неожиданно появляется Кэролайн (Джуно Темпл), дочь Хэмпти от первого брака, падчерица Джинни. Оказывается, очаровательная 25-летняя блондинка скрывается от бывшего мужа-мафиози. Девушка напугана и просит защиты у Хэмпти, с которым поссорилась пять лет назад (отец тогда отговаривал ее от замужества, но натолкнулся на дочернее непослушание и своеволие). Хэмпти, все еще обиженный, сначала пытается выгнать Кэролайн, но потом смягчается: разрешает остаться и начинает опекать ее, вызывая тем самым досаду у жены. А чуть позже у Дженни появится повод не просто раздражаться — впадать в ярость и проходить чуть ли не все круги ада, мучаясь от ревности. Говорить о том, во что это выльется, бессмысленно, это необходимо видеть, заодно по достоинству оценить мастерство Кейт Уинслет. Она по-настоящему вжилась в роль и, кстати, после съемок признавалась, что героиня буквально подавляла ее. Справедливости ради: на ее фоне не терялись ни Джеймс Белуши, ни Джуно Темпл. Что до Джастина Тимберлейка, то, на мой взгляд, высший класс он показал в фильме братьев Коэнов «Внутри Льюиса Дэвиса», а здесь эта планка, увы, не достигнута.

Что примечательно: после выхода картины критики отмечали — сюжет отсылает к пьесе «Трамвай «Желание» Уильямса Теннесси. Режиссер, не отрицая этого, добавлял, что кроме Теннесси на него оказывает влияние и творчество драматурга Юджина О'Нила. Российский же зритель наверняка углядит в «Колесе чудес» перекличку с «Анной Карениной», а в финале уловит явственный мотив античных трагедий.

Да, и вспоминается вот что: в последние годы практически в каждом фильме Аллена ближе к титрам появляется настоящий труп и один-два нравственных мертвеца. Эта лента — из той же обоймы, что порождает грусть и мысли, вроде: «Ужасно, что стремление к красоте у нас может соседствовать со злобой, жаль, что чистый солнечный человек в итоге пропадает бесследно. А может, еще вернется?» Но нет. В этот раз рядом с колесом чудес чудо вряд ли случится.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

Эксперты: Спецрепортаж — не документалистика!

Жаннат Идрисова

​Дворянин в дуэлянтстве

Жаннат Идрисова

​Семь знаковых фильмов о джазе

Жаннат Идрисова

​Короче, Сарафанек!