18+
30.11.2022 Тексты / Рецензии

Как Маша в прятки играла

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: Кадр из к/ф «Монастырь»

О поиске себя в драмеди «Монастырь» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Светская тусовщица на перевоспитании в святой обители — даже сверхкраткий синопсис способен заинтриговать. Можно смело утверждать, что режиссер Александр Молочников вместе со сценаристом и продюсером Александрой Ремизовой создали продукт с гениальным кодом, учитывая горячий интерес масс как к жизни it-girls, так и к вопросам веры. Итак, «Монастырь» приоткрывает двери для зрителей на платформе «Кинопоиск».

О чем: Столичная содержанка Маша (Анастасия Ивлеева) знойно отдыхает с семьей подруги Ангелины (Мария Абашова) в роскошном оазисе ОАЭ. В один из дней муж Гели Николай (Джаник Файзиев) срочно покидает райский уголок. Что поделать, дома, в России, дела, бизнес требует присутствия. Безудержной в своем гедонизме Марии это на руку, потому что можно наконец-то вывести добродетельную до зевоты подругу на тропу порока.

Можно все! На угнанном у телохранителя джипе нестись с Гелей к океану, знакомиться с симпатичными серферами, пойти с ними в клуб, а после устроить то, что никак не покажешь маленьким детям (да и подросткам, признаться, тоже). Один из случайных знакомых снимает вечеринку на камеру, видео утекает в сеть. Итог: Геля сидит дома, залечивая мужнины побои, а вот Маша... Она спасается бегством от секьюрити Николая, ведь взбешенный олигарх хочет избавиться от виновницы и свидетельницы семейного позора. Буквально чудом героиня попадает в мужской монастырь, где параллельно разворачивается другая история — не гламурная, а, скорее, горькая.

Кадр из к/ф «Монастырь»


В стенах обители отец Варсонофий (Филипп Янковский), исполняя свои обязанности священника, все свободное от службы время посвящает воспитанию сына Юры (Марк Эйдельштейн). Парнишке шестнадцать, он в монастыре с малых лет и совершенно не представляет жизни за его пределами. Отец считает, что таким образом оберегается душа чистого в помыслах отрока. Юра же уверен, что ему стоит многое узнать, хотя бы то, кем была его мама, жива ли она. «Я расскажу в свое время», — твердит Варсонофий, а потом истово молится о спасении Юрия от искушения. Такая забота оправдана — при появлении Маши парень буквально теряет покой и сон. Даже когда девушку переводят в женский монастырь, наваждение не проходит. Это влечение (а, может, любовь?) мучит его, хотя о главном — поиске мамы — он не забывает даже под женскими чарами...

Кадр из к/ф «Монастырь»

Что в плюс: Безусловно, интересный сюжет. Хорошие съемки натуры (храм и жизнь его обитателей снимали в Вологодской области, места отдыха российской элиты — в Тунисе), красивая визуальная картинка. Отличный монтаж: как правило, завершение одного плана органично перетекает в начало другого через звук, движение, образ.

Анастасия Ивлеева успешно дебютировала в драматической роли, отсутствие профессионального образования с лихвой окупается природной органикой. Кажется, что иной Маши и быть не могло. Из актеров-мастеров радуют, конечно же, Филипп Янковский, Мария Миронова (практически неузнаваема в облике настоятельницы женского монастыря). Юный Марк Эйдельштейн достойно выдерживает соседство ярких партнеров, видно, что учится у них и очень старается не подвести. Его сходство с голливудской звездой Тимоти Шаламе позволило авторам сделать кадр-оммаж блокбастеру «Дюна» Дени Вильнева — смотрится оригинально и изысканно.

Кадр из к/ф «Монастырь»

Что в минус: Конечно, журналисты опрашивают священнослужителей на предмет соответствия кинореальности настоящей жизни. Святые отцы чаще всего качают головами: «Нет, многое не так». И затем осуждают сериал за наличие интимных сцен. Из-за этих же эпизодов вокруг «Монастыря» разгорелся скандал: сериал как бы подпадал под действие принятого Госдумой закона о запрете пропаганды ЛГБТ. Создателям вменяют в вину и обилие песен на английском, и выбор непрофессиональной актрисы, и спекуляцию на популярной теме.

Кадр из к/ф «Монастырь»


Но все же главное в рассказанной нам истории — поиск чистоты, правды, Бога, своего начала. К свету герои идут от тьмы, когда-то случившейся в их судьбе. Тем самым кино похоже на жизнь, потому способно что-то подсказать, чем-то утешить. И это снова плюс.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Сплошное паразитство

Жаннат Идрисова

​Кому-то банкротство — праздник

Жаннат Идрисова

Все смешалось в фильме Гаспара

Жаннат Идрисова

​Из декрета — в эскорт