18+
09.05.2016 Тексты / Статьи

Фильмы военных лет — смотреть и помнить

Текст: Жаннат Идрисова

Иллюстрация с сайта kinopoisk.ru


Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о мужестве, любви и беспримерных подвигах, запечатленных в художественных лентах военных лет.

Советские фильмы о Великой Отечественной войне, снятые в 40-е годы прошлого века, редко показывают на центральных телеканалах, а жаль. Созданные в грозовой период боев и пожарищ, или спустя короткое время после них, эти картины особенно мощно передают народный настрой тех лет — выстоять и победить. Они очищают зрителя от внутренней шелухи, вгоняя в душу вопрос: «Достойны ли мы памяти наших дедов и отцов, завоевавших Победу?»

«Парень из нашего города», 1942 год

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Режиссеры: Александр Столпер, Борис Иванов, Александр Птушко.

Автор сценария: Константин Симонов.

В ролях: Лидия Смирнова, Николай Крючков, Николай Боголюбов, Владимир Канделаки.

О чем?

Саратовский парень Сергей Луконин летом 1932 года покидает родной город — едет поступать в Омское танковое училище. Сергей так хочет стать настоящим военным, что его не может остановить даже любимая девушка, красивая и взбалмошная Варя Бурмина, собирающаяся поступать в театральный институт. Спустя два года Сергей и Варя женятся. Луконин участвует в сражениях в Испании и других военных операциях. В июне 1941 года он отправляется защищать свою страну, проявляя в боях мужество и патриотизм.

Зачем смотреть?

Это настоящее кино, история, которая показывает нам трансформацию героя. Сергей Луконин, хвастун и первый хулиган Саратова, на наших глазах становится зрелым ответственным мужчиной, воином.

В фильме показана любовь, которую герои сохранили, несмотря на частые долгие разлуки. Когда Варя в госпитале на концерте для раненых бойцов исполняет стихотворение Симонова «Жди меня», сердце замирает не только у экранных зрителей, но и у нас. И как никогда осознаешь, что именно такой силы чувство было способно вдохновить советских солдат на великие подвиги.

Исполнители главных ролей Николай Крючков и Лидия Смирнова в этой картине подтвердили свой статус великолепных актеров, которые играют, как дышат, как живут.

«Парень из нашего города» — это еще и душевный юмор, очарование грузинских песен и обаяние истинной красоты. Посмотреть — как выпить воды из родника.

«Воздушный извозчик», 1943 год

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Режиссер: Герберт Раппапорт.

Автор сценария: Евгений Петров.

В ролях: Людмила Целиковская, Михаил Жаров, Григорий Шпигель.

О чем?

Незадолго до войны уже немолодой пилот гражданской авиации, в прошлом боевой летчик, Иван Баранов встречает начинающую оперную певицу Наташу Куликову и влюбляется в нее. Девушка отвечает ему взаимностью, у пары все складывается хорошо, несмотря на козни Наташиной мамы, мечтающей выдать дочь за жеманного певца Анания Светловидова.

Когда начинается Великая Отечественная, Баранов стремится вернуться в строй летчиков-истребителей, однако летная комиссия отказывает ему в этом. Он продолжает службу за штурвалом транспортного борта, постепенно понимая, что и на своем месте он вносит вклад в общее дело. Однажды Баранов едва не гибнет во время вылета в тыл немцев, но его спасает услышанный по радио голос Наташи.

Зачем смотреть?

Интересна уже сама история создания фильма. Картина снималась в эвакуации — в Алма-Ате, тогда столице Казахской ССР. Возможно, именно поэтому в «Воздушном извозчике» особенно чувствуется искренняя любовь к Москве. «Здравствуй, Москва», — говорит Баранов, глядя с балкона на вечерний город, и Наташа зачарованно повторяет эти слова.

Сценарий был написан известным советским писателем Евгением Петровым, соавтором Ильи Ильфа, братом не менее знаменитого прозаика Валентина Катаева. Поэтому в диалогах есть и смысл, и острота слова, и отражение характеров. Увы, Петров не дожил до премьеры этого фильма: в июле 1942 года самолет, на котором он летел в Москву из Севастополя, сбил немецкий истребитель над Ростовской областью. Позже на месте падения самолета установили памятник писателю.

«Воздушный извозчик» — это музыкальная картина, здесь призыв к защите Отечества, сплочению звучит не столь явно, но, конечно же, он есть. Враг посягнул на нашу жизнь, на жизнь наших близких, и необходимо дать ему жесткий отпор, защитить наше счастье, — такое послание получали зрители. Счастье и мир в картине олицетворяет Наташа, девушка с ангельски красивым лицом Людмилы Целиковской.

«В шесть часов вечера после войны», 1944 год

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Режиссер: Иван Пырьев.

Автор сценария: Виктор Гусев.

В ролях: Марина Ладынина, Евгений Самойлов, Иван Любезнов.

О чем?

И снова встреча. Артиллерист, старший лейтенант Василий Кудряшов сначала заочно (по письму) знакомится с очаровательной белокурой москвичкой Варей, а потом и лично. Девушка приходится ему по сердцу, однако в плен ее чар попадает и лучший друг Васи, его боевой товарищ Паша Демидов. Проблема любовного треугольника быстро решается в пользу Кудряшова. Разлучаясь по причине военных перемещений, Варя и Вася договариваются о встрече на одном из московских мостов «в шесть часов вечера после войны».

Зачем смотреть?

Это музыкально-поэтический фильм, в котором удивительным образом сплелись и драма войны, и лирика, и даже сентиментальность. Герои общаются между собой то прозой, то стихами, что принимается далеко не всеми зрителями. Однако в образах столько силы и красоты, что негатив от некоторого наива уходит задолго до финальных слов «Конец фильма».

В том, что такие киноленты тогда, в середине сороковых, были очень нужны, я убедилась, посмотрев однажды телепередачу, приуроченную ко Дню Победы.

Собравшиеся в студии ветераны, которым устроили праздничный просмотр ленты, не скрывали слез и говорили, что тогда, в далеком 44-ом, после выхода картины влюбленные обещали друг другу именно это — встретиться в шесть вечера после войны. Настолько точным было попадание в эпоху.

И, разумеется, не оставляет равнодушным блестящая игра звезд советского кино, Марины Ладыниной, Евгения Самойлова, Ивана Любезнова.

«Подвиг разведчика», 1947 год

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Режиссер: Борис Барнет.

Авторы сценария: Михаил Блейман, Константин Исаев, Михаил Маклярский.

В ролях: Павел Кадочников, Виктор Добровольский, Амвросий Бучма.

О чем?

1943 год. Советский разведчик Алексей Федотов по заданию командования проникает в оккупированную фашистами Винницу. Проживая там под именем немецкого коммивояжера Генриха Эккерта, он добывает секретную переписку генерала фон Кюна с представителями ставки Гитлера. Мало того — он берет генерала в плен и в качестве «языка» и доставляет в Москву.

Зачем смотреть?

Прототипом главного героя фильма считается легендарный советский разведчик Николай Кузнецов, 105-летие со дня рождения которого мы отметим в июле этого года. Кузнецов лично ликвидировал более десятка фашистских генералов и высокопоставленных чиновников. Он отличался необыкновенной выдержкой, чутьем, в совершенстве владел несколькими языками, в том числе, немецким. В ориентировке абвера указывалось, что Кузнецов может общаться на шести диалектах немецкого.

Такая киноистория, которую сегодня выпускали бы под грифом «Основано на реальных событиях», не может не заинтересовать. Противостояние разведчика и его противников держит зрителей в постоянном в напряжении, потому что герой практически один во вражеском окружении.

Конечно, с одной стороны, улыбку может вызвать, например, то, что у Федотова-Эккерта переход на немецкий язык маркируется некоторым акцентом, который больше смахивает на еврейский (говорит при этом герой на русском). Или тот факт, что он просто невероятно красив (а ведь разведчику яркая внешность, по логике, должна мешать). С другой стороны, это дает большее представление о киноискусстве того времени. Кстати, если вдруг кто-то забыл: ставшая крылатой фраза «Вы продаете славянский шкаф?» — из этого фильма.

«Звезда», 1949 год

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Режиссер: Александр Иванов.

Автор сценария: Павел Фурманский.

В ролях: Анатолий Вербицкий, Алексей Покровский, Ирина Радченко, Николай Крючков.

О чем?

Великая Отечественная война. Командованию одной из советских дивизий становится известно о предполагаемых наступательных действиях фашистских войск. Для уточнения данных в тыл врага направляются разведчики. Они все погибают. Командование принимает решение направить еще одну группу, состоящую из семи лучших разведчиков во главе с лейтенантом Травкиным. Радиопозывной команды — «Звезда».

«Звезда» выполняет задание, благодаря разведчикам советское командование узнает о концентрации в стратегически важном пункте отборных частей СС.

Зачем смотреть?

Эта экранизация одноименной повести Эммануила Казакевича — одна из лучших картин о войне (кстати, само произведение основано на реальных событиях, у Травкина и других героев есть прототипы). Реалистичность происходящего соседствует с поэтичностью, периферийная сюжетная линия — любовь радистки Кати Симаковой к Травкину — трогает не меньше основного сюжета. Образы бойцов — сержанта Мамочкина, старшины Аниканова, лейтенанта Мещерякова, — объемны, колоритны и убедительны.

В повести Травкин и его подопечные погибают, в фильме изначально был такой же финал. Однако, по слухам, Сталин остался недоволен концовкой и потребовал переснять ее. Так или иначе, но зрители увидели картину только в 1953 году, в последних кадрах лейтенант Травкин и несколько бойцов глядят в небо, на летящие советские истребители и улыбаются: «Звезда».

К слову, в 2002 году режиссер Николай Лебедев сделал современную экранизацию. Получилось зрелищное добротное кино, одобренное в целом экспертами и хорошо принятое зрителями. Но лично мне ближе «Звезда» 1949 года, Мамочкин-Крючков с его фирменным «Вот так вот», песня «Вспомним, разведчик, былые дела», от которой щемит сердце, а на глаза наворачиваются слезы.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Выживший». Месть приказала дольше жить

Жаннат Идрисова

​«Игра на понижение»: как гений зарабатывал на крахе

Жаннат Идрисова

​«В центре внимания» — сиди и смотри

Жаннат Идрисова

​«Кловерфилд, 10»: Монстры всюду, но ты победишь