День рождения — долгий праздник
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография:
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат детективном фэнтези «Счастливого дня смерти».
Фильм режиссера Кристофера Лэндона — безусловно, дань уважения фильму «День сурка», родоначальнику условного жанра «временная петля». В этой картине, конечно же, изобилующей цитатами и повторами, есть свои находки, придающие неновой идее свежее звучание.
О главной героине фильма, студентке Терезе (Джессика Рот) нельзя сказать «девушка с непростым характером». Заявить так, значит, преуменьшить ее способности. «Стерва!» — вот самое приличное слово для ее краткой характеристики. Тереза или, как называют ее сокурсники, Триш, в злобности и склочности обходит даже приятельницу Даниэлу (Рейчел Мэттьюз), способную испепелить взглядом любого, кто встанет на ее пути. Триш говорит окружающим гадости, крутит роман с женатым преподавателем, попутно отбивает парней у знакомых девчонок. Ее отец (Джейсон Бейл) напрасно ждет ее в кафе: давние детские обиды делают Терезу особенно жестокой к единственному близкому человеку. Да, девушку несколько лет назад потрясла смерть ее мамы. Но оправдывает ли это несимпатичное, мягко говоря, отношение к людям? Вряд ли.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
И, видимо, поэтому в очередной свой день рождения Триш неожиданно для себя просыпается в мужском общежитии, в комнате незнакомого симпатичного парня по имени Картер (Израэль Бруссар). «Ты вряд ли меня помнишь, — смущенно улыбается он. — Ты вчера была в хлам». У девушки и правда похмельная амнезия, она лишь догадывается, что накануне перебрала на очередной гулянке с однокурсниками. Понимая, что незнакомец выручил ее (привел в бессознательном состоянии к себе, уложил на своей кровати, всю ночь охранял ее сон), Тереза тем не менее грубит ему и отправляется к себе, в женское общежитие. «С Днем рождения!» — кричат ей соседки после язвительного «Явилась наконец-то!» и предупреждают: вечером по поводу такого события будет грандиозная тусовка. Увы, долго наслаждаться праздником девушке не придется — ее убьет мужчина в спортивном костюме и зловещей маске на лице. Преступник ударит Тришу ножом в сердце, она с криком упадет... и тут же очнется живой и невредимой в самом начале этого дня, в моменте пробуждения на кровати Картера.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Таким образом, авторы предлагают нам нечто новое. Да, Тереза, как и герои «Дня сурка» Харольда Рэлиса или «Грани будущего» Дага Лаймана должна осознать свои ошибки, почувствовать необходимость перемен и начать меняться. Но, в отличие от них, она обязана еще и понять, кто ее убийца, найти его и выиграть сражение с ним — только тогда ей обеспечено наступление счастливого завтра. А значит, зрителям предстоит насладиться еще и детективной составляющей картины. Первое, второе, пятое, десятое, четырнадцатое воскрешение. Тереза устала праздновать рождение, умирать и возрождаться снова. Но раскисать ей некогда, с каждым новым старым днем она становится слабее...
Фотография с сайта kinopoisk.ru
В итоге все разрешится в лучших традициях жанра, но до этого нам предстоит понервничать, потому что режиссер, повторю, внес новшество, показав «двойную петлю».
Для меня этот фильм особенно интересен тем, что в очередной раз видишь на экране исполнение человеческой мечты об остановившемся мгновении, следом же убеждаешься в нелепости этого желания, потом понимаешь, что жизнь прекрасна, лишь когда в ней есть завтра и что если оно такое как вчера, то нужно менять свое сегодня. Разумеется, «Счастливого дня смерти» проигрывает лучшим образцам жанра, но как некое философское послание молодой аудитории он очень даже хорош.