18+
23.06.2016 Тексты / Рецензии

​«Обыкновенная история» Серебренникова

Текст: Валерия Новокрещенова

Фотография с сайта gogolcenter.com

Спектакль «Обыкновенная история» Кирилла Серебренникова — актуальная драма, поставленная на сцене «Гоголь-центра» по мотивам одноименного романа Ивана Гончарова.

Получившийся спектакль — калейдоскоп жестких и по-серебренниковски хлестких высказываний о конфликте человека и мегаполиса. В центре — продюсер Алексей Агранович в роли Петра Адуева — дяди-циника, и мечтатель-племянник Саша Адуев, его играет актер «Гоголь-центра», выпускник Школы-студии МХАТ курса Кирилла Серебренникова Филипп Авдеев.

Этот спектакль можно назвать трагикомедией, потому что сама жизнь, смеясь, наказывает самонадеянных героев. А происходящее на сцене еще и пугает точным угадыванием знакомых стереотипов о счастье, которое призрачно, и мечте, которую бесцеремонно выкорчевывает мир города.

«Этот город жестокий, но веселый», — говорит Адуев-старший, наверное, поэтому мегаполис так привлекателен для героев. Режиссер спектакля удачно сталкивает «провинцию, в которой есть и любовь и даже возможна дружба, да и время не медленно идет, а вообще стоит», с городом. Тот лишает всего, но взамен дает шанс на осуществление мечты. Этот конфликт и выводит дебютный роман Гончарова, написанный почти полтора века назад, на понятный современному зрителю вопрос: что есть мечта и успех? Рано или поздно искать ответ придется каждому.

Саша Адуев хочет стать писателем, поет им же сочиненные песни под гитару и собирается уехать за счастьем в большой город. Он пишет о протесте против монотонного мира: «Я против, я объявляю войну тем, кто бьется за жизнь в кандалах. Я объявляю войну всем бездушным». Первое время в городе Саша планирует провести у дяди, брата матери, надеясь, что тот поможет единственному племяннику обосноваться. На прощание девушка Саши дарит ему локон своих волос в знак верности. Витьку, другу детства, Саша обещает не забывать и писать письма.

Фотография с сайта gogolcenter.com

По приезде молодой человек делает первое селфи на фоне огромной красной буквы «М». В белом джемпере крупной вязки с красными ромбами, гитарой за плечами и энтузиазмом первооткрывателя Саша посылает снимок родным, даже не подозревая, что таким, они его больше не увидят. Он сильно изменится, впрочем, с ним произойдет обыкновенная история.

Дядя Петя встречает племянника прохладно. Он предостерегает Сашу, говорит о том, как опасно быть идеалистом, стремящимся сделать мир лучше. Да и город в спектакле Серебренникова ой как не любит таких смельчаков. На сцене почти всегда тотальная тьма, разбиваемая единственным прожектором похожим на букву «О», свет его направлен исключительно на говорящего.

«Обыкновенная история» разоблачает подлую подоплеку успеха. Алексей Агранович, играет своего Петра Адуева с титаническим спокойствием и философией стоика. «Тебе бы вынести, что я вынес мечтатель, замечтаешься — сотрут», — наставляет он племянника. Адуев-старший — человек, сам сделавший себя. А бунтующему Саше, чтобы найти себя придется с собою же и расстаться. И его отчаянное сопротивление городу, пытающемуся выдавить личность, по-настоящему заставляет зал сопереживать.

Город в спектакле Серебренникова зловещ. Он пожирает в обитателях светлое и доброе. Питается ими, заражает своим цинизмом и расчетливостью. Но и цинизм — сыворотка, если не примешь ее, поглотят тебя.

Фотография с сайта gogolcenter.com

Характерная деталь — черные полиэтиленовые мешки с мусором, в которые время от времени с горя проваливается Саша Адуев. Он рыдает и проклинает город, в котором с приезда не написал ни строчки. Мечты и планы, как осколки от разбитой дядей гитары. Адуев-старший решил таким образом преподать племяннику очередной урок. «Нужно очистить свою комнату от мусора и заполнить ее чем-то новым». Для него надежды Саши на успех на литературном поприще — лишь иллюзии. Но, сломав гитару, он только доказал, что завидует Сашиной сентиментальности. Холодный и уверенный в себе герой Алексея Аграновича постепенно вызывает даже сочувствие. Пока с Сашей сбывался сценарий «Обыкновенной истории», дядя-циник, рассказывающий, что нельзя руководствоваться чувствами, а жить нужно только рассудком, влюбляется... И тут начинается другая «обыкновенная история», но она уже о бессилии денег...

Постановка Серебренникова понравится прежде всего тем, кто хоть раз переживал гибель надежд. Да и происходящее на сцене — не столько спектакль по классической прозе, сколько понятный многим рассказ из современной жизни. Роман Гончарова Серебренников усложняет новыми закрученными сюжетными линиями. Основная идея постановки держится на светорежиссуре и музыкальных стендап включениях, отлично дополняющих драматичные и комичные мизансцены (в спектакле звучат песни: «Россия дыши» Ивана Каприса и «Луна» Олега Васенина, стихи: Тимура Мартынова и Ольги Васильевой).

Финал спектакля — суровый вердикт. И это отдельная грустная история о том, как из великана, которого возвышали собственные идеалы, может превратиться в лилипута, ищущего комфортную нору. Да еще и мечтающего задирать оттуда другого, завидуя его росту.

Другие материалы автора

Валерия Новокрещенова

​Стив Джобс. Дирижер будущего

Валерия Новокрещенова

​«Вишневый сад». Притча Мирзоева

Валерия Новокрещенова

​Сон Роберта Уилсона

Валерия Новокрещенова

​«Холодный фронт». В плену равнодушия