18+
06.11.2020 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 31 октября — 6 ноября 2020

  • 5 ноября Дмитрию Пригову — одному из основоположников московского концептуализма, «неканоническому классику» — исполнилось бы 80 лет. Портал «Полит.ру» опубликовал в честь этой даты стенограмму лекции, которую Пригов прочел за три месяца до своей смерти в почившем литературном кафе Bilingua. Лекцию насыщенную, смелую, возможно, спорную, но тем и ценную: о выживании культуры и культуре выживания, о шагреневой коже культурных поколений, о поэзии, которая на уровне широкого функционирования современных текстов может быть вполне неотличима от сферы развлечения, о литературных стратегиях, о гражданском обществе и власти.Кроме того, Пригову посвятили один из своих выпусков авторы цикла открытых zoom-семинаров «Сильные тексты». Участники семинара, среди которых были Александр Жолковский, Марк Липовецкий, Владимир Мартынов, Лев Рубинштейн и другие, читали и обсуждали любимые стихотворения поэта.
  • «Новое литературное обозрение» к юбилею выпускает заключительные пятый и шестой тома малого стихотворного собрания сочинений Пригова. В этом собрании буквы фамилии П.Р.И.Г.О.В. стали ключами к темам и мотивам его творчества. В первый том «П» вошли стихи, связанные с преисподней, прошлым, преступлением, природой, полом и письмом. Во второй том «Р» — с рутиной, раем, роком, родиной и разумом. В третий том «И» — с искренностью, искусством, искушением и иными. В четвертый том «Г» — с государством, гражданином, господом, гением, героизмом, гибелью и городом. В пятый том «О» — с обывателем, обществом, осмыслением, отцом и опытом. В шестой, заключительный том «В» — с властью, войной, высоким, вопросами и виной, а приложенные к изданию стихограммы составляют еще один раздел — визуальное. Вдохновением для цикла об одном из самых знаменитых героев Пригова — Милицанере — стала жизнь поэта в районе Беляево на юго-западе Москвы. Стихограмму Пригова «АЯ» в 2014 году увековечили участники арт-групп Comeon Crew и Zukclub — в виде огромного мурала на стене панельного дома в Беляево. И сохранение этого граффити приходится отставить снова и снова.
  • Что такое быть писателем? На своем примере это продемонстрировал, например, Борис Акунин в Facebook, выложив в сеть буквально одну фотографию. «Кто хочет стать писателем — сначала хорошенько подумайте, — иронично уточнил он. — Так выглядит первый этап работы над романом. Рабочая поверхность — стол для пингпонга». На большом столе разложены листы А3 с рукописными сюжетными схемами к роману «Семейный альбом». Конечно, это лишь маленький элемент пазла, иллюстрирующий только один — наиболее визуализируемый — из множества этапов работы. Но и этого кусочка достаточно для того, чтобы ощутить, насколько интересным и кропотливым может быть писательский труд.
  • А что такое быть Пелевиным или... Ивановым? На эти вопросы ищет ответы Алексей Иванов в своей новой книге , ставшей результатом 15-летней переписки с читателями. И ее хочется процитировать. Прекрасная литературнокритическая находка — «мясорубка Пелевина»: «Пока Пелевин занимался литературой, а не мантрами для креативного класса, он брал какое-либо явление и прогонял его через мясорубку своего метода... Суть была в следующем: если какая-то тема пролезает сквозь мясорубку Пелевина, значит, эта тема — фальшивка. Мясорубка Пелевина настроена на перемалывание фальшивок эпохи. А для других писателей появился инструмент определения собственных тем: избегай тех, которые не устоят против мясорубки Пелевина». Пелевин, как пишет Иванов, «дал аудитории идола литературной технологии, а аудитория сочла его богом литературы»: «Главное в таком деле — предоставить аудиторию самой себе, то есть убрать персону автора, и тогда стереотипы толпы сделают все, что требуется. Может быть, поэтому сейчас писателю нужен сайт (блоги, соцсети, мессенджеры): чтобы быть честным и не манипулировать аудиторией. Личное присутствие лишит фигуру писателя сакральности (какой обладает, например, Пелевин)... Ведь и без писателей все манипулируют своими аудиториями: политики, политтехнологи, эксперты, шоумены, чиновники, журналисты. Должно ведь быть что-то настоящее, пусть и несовершенное. Это проверка самого себя на подлинность. В сакральном статусе ты раб толпы, которая тебя и сакрализовала. Когда подлинный — ты свободен».
  • Красноярская Ярмарка Книжной Культуры (КРЯКК) в этом году вполне ожидаемо прошла в онлайне. Ежегодно программа ярмарки строится вокруг дискуссионной темы, на этот раз в фокусе внимания была новая этика. «Новая реальность заставляет нас серьезно пересматривать тот привычный образ жизни, те моральные категории, которые мы принимали за данность. Эти темы надо поднимать, потому что на некоторых базовых этических ценностях держится консенсус общества. Так или иначе, мы будем обращаться к истории с COVID-19. Как говорят некоторые эксперты, например, Екатерина Шульман, специфика ковида не в том, что это довольно серьезная эпидемия. Все-таки изменилось отношение к цене человеческой жизни», — рассказала в преддверии ярмарки Ирина Прохорова.
  • На КРЯКК были объявлены результаты публичных дебатов литературной премии «НОС» («Новая словесность»). В шорт-лист вошли Полина Барскова с книгой «Седьмая щелочь: тексты и судьбы блокадных поэтов», Алла Горбунова — «Конец света, моя любовь», Евгения Некрасова с «Сестромам. О тех, кто будет маяться», Виталий Терлецкий — «Собакистан», Микита Франко — «Дни нашей жизни», Андрей Гоголев — «Свидетельство», Рагим Джафаров — «Сато», Алексей Дьячков — «Хани, БАМ», Мария Бурас — «Истина существует. Жизнь Андрея Зализняка в рассказах ее участников», Шамшад Абдулаев с книгой «Другой юг».
  • В общественном достоянии серия фантастических изображений конца света XVI века, сообщает портал «Ноосфера»: «Разрушенные кафедральные соборы, разверзнутые небеса, бесчисленные руины и хаос — таким видел мир неаполитанский художник Франсуа де Номе. К счастью для его современников, большинство сюжетов для своих работ он брал из античной истории или придумывал. К несчастью для нас, коллекция чем-то созвучна 2020 году». С де Номе работал и другой художник — Дидье Барра. Вместе они творили под псевдонимом Монсу Дезидерио. И судя по всему, эти похожие на сновидения картины затем привлекли внимание сюрреалистов.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок

Анастасия Башкатова

​Новости недели. 24–30 октября 2020