18+
04.03.2022 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 26 февраля — 4 марта 2022

  • Время вспоминать Лотмана — в честь столетия со дня его рождения. Литературовед, культуролог, семиотик, основатель московско-тартуской структурно-семиотической школы, философ, а также выдающийся лектор и, как это модно говорить, культуртрегер (многие смотрели и до сих пор находят в интернете его телевизионные «Беседы о русской культуре»), автор множества статей, книг и исследовательских открытий, Юрий Лотман стал — позволим себе этот каламбур — знаковым феноменом гуманитарной науки ХХ века, более того — он значительно опередил свое время, вышел за какие бы то ни было локальные пределы. Не только концентрированно гуманитарные науки его интересовали, особое внимание он уделял кибернетике, естественным наукам, а также идеям физикохимика Ильи Пригожина. И даже когда Лотмана пытаются свести к какой-то одной запомнившейся цитате или эпизоду из его «не-мемуарных» воспоминаний и теоретических исследований, сопоставление этих отрывков впечатляет диапазоном тем, исследуя которые он формировал собственную карту интерпретации культуры, истории, воспринимая жизнь как текст и текст как жизнь. «История не меню, где можно выбирать блюда по вкусу. Здесь требуется знание и понимание». «Искусство — одно из средств коммуникации». «Задача науки — правильная постановка вопроса». «До войны я знал о вшах только по литературным памятникам или же по энтомологическим исследованиям». А на войне пришлось научиться их выводить из одежды в специально приспособленной бочке, которую нагревали на костре. Лотмана призвали еще в 1940-м, когда шла Вторая мировая, затем началась Великая Отечественная война. Свою первую награду — медаль «За боевые заслуги» — Лотман получил в 1944-м: «Тов. Лотман, рискуя жизнью, лично три раза восстанавливал перебитую линию связи». А затем были и другие, включая Орден Отечественной войны.
  • Пейзаж Рене Магритта стал самой дорогой когда-либо проданной в Европе картиной. Это «Империя света» (1961), которая ушла с молотка в Лондоне почти за 80 миллионов долларов. На картине изображена вилла в сумерках — на первый взгляд, обычная. Но само сочетание света и тени порождает ощущение и тревоги, и предвкушения одновременно. Вечер окутывает деревья, в окнах уже горит теплый свет, а перед домом мерцает фонарь, но контрастом ко всему этому как будто дневное небо — голубое с белыми облаками. «Небо — это занавес, потому что оно что-то скрывает от нас. Мы окружены шторами», — говорил Магритт. Пейзаж «Империя света» признан вершиной творчества бельгийского сюрреалиста — это одна из нескольких вариаций, написанных в рамках начатого в конце 1940-х годов одноименного цикла, к которому затем художник возвращался более десяти лет. На одних вариантах появляется еще водоем с отражением, на других — заметны тени то ли от фонаря, то ли от дерева на переднем плане, которые отбрасываются сразу и влево, и вправо. За полотно боролись три коллекционера, итоговая стоимость в три раза превысила предыдущий рекорд за работу этого автора, установленный в 2018 году: тогда на торгах Sotheby's в Нью-Йорке картина «Принцип удовольствия» (1937) ушла почти за 27 миллионов долларов. Правда, как уточняют журналисты, не только художественные достоинства сделали «Империю света» такой дорогой. «Произведения искусства всегда считались лучшим „убежищем“ для капитала, способом надежно сохранить деньги в моменты любой нестабильности. Так что в ближайшем будущем стоит ждать и других рекордов», — пишет The Art Newspaper Russia.
  • «Битлджус! Битлджус! Битлджус!» Продюсерская компания голливудского актера Брэда Питта планирует выпустить продолжение ставшей уже классикой мрачно-смешной и, скажем так, не очень детской сказки про призраков «Битлджус» (1988) — это была одна из первых полнометражных работ Тима Бертона, главную роль в которой исполнила Вайнона Райдер. Проект пока на ранней стадии разработки, еще не готов даже сценарий, хотя съемки, возможно, начнутся уже этим летом. Кроме того, есть версия, что к работе могут присоединиться и Вайнона Райдер, и Майкл Китон, воплотивший на экране Битлджуса. Но не уточняется, примет ли участие режиссер оригинальной картины Тим Бертон. Он хотел снять продолжение еще в начале 1990-х, но проект тогда так и не удалось реализовать. Затем новости о подготовке сиквела появились в 2016 году, за него взялась компания Warner Bros. И как тогда уверял Бертон, сценарий уже был готов, но его потребовалось переписать, а сама работа над фильмом растянулась на неопределенный срок.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Новости науки. Конец февраля 2022

Анастасия Башкатова

​Новости недели. 19–25 февраля 2022