Новости недели. 20 ноября — 26 ноября 2021
- Миллениалы подвели Ридли Скотта. Его фильм — историческая драма «Последняя дуэль», — несмотря на благосклонные отзывы критиков и киноманов, собрал в прокате по всему миру лишь 27 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов. И как пишет The Hollywood Reporter, по мнению 83-летнего режиссера, в этом виноваты не провалы в продвижении фильма и даже не коронавирусные ограничения на посещение кинотеатров, а аудитория миллениалов (родившихся в 1981–1996 годах), которая воспитана на сотовых телефонах и не желает ничему учиться, если обучение проходит вне смартфона. Правда, точно ли миллениалов имел в виду режиссер, или поколение помоложе? В любом случае и вся молодежь уже вне зависимости от поколенческих классификаций тоже получила от него на орехи — за то, что проводит время в соцсетях и развивается в неправильном направлении. Режиссер уточнил, что не жалеет ни об одном своем фильме, а в случае с «Последней дуэлью» вся команда, работавшая над картиной, была уверена, что это потрясающий сценарий — его, кстати, написали исполнители главных ролей Бен Аффлек и Мэтт Дэймон в соавторстве с Николь Холофсенер. Итак, фильм основан на научно-популярной книге медиевиста Эрика Ягера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции». Книга посвящена предполагаемому изнасилованию аристократки Маргариты де Карруж и попыткам восстановить честь женщины и покарать насильника, который свою вину отрицал. Когда разбирательства зашли в тупик, было решено определить силой, на чьей стороне правда: муж Маргариты бросил вызов насильнику и вышел из боя победителем. Если бы муж проиграл, то его жене грозило сожжение на костре за лжесвидетельство. Это была последняя в истории Европы официально зарегистрированная судебная дуэль, она состоялась 29 декабря 1386 года. Фильм Ридли Скотта повторяет форму «Расёмона» Куросавы: показано несколько точек зрения на одно и то же происшествие. У Ридли Скотта мы видим три правды — мужа; рыцаря, обвиняемого в изнасиловании; Маргариты. Что ж, если прочитать множество отзывов пользователей соцсетей, сидящих в смартфонах, то видно, что пока одним не понравились мрачные кадры из фильма («В такое время, когда все вокруг плохо, не хочется страдать еще и в кино»), другие указали как раз на недостаточную историчность фильма (в частности, в эпизодах поединка), на анахронизмы и на чрезмерное увлечение создателей современной, злободневной повесткой с #MeToo, с обвинениями в домогательствах и т.д. Но немало и восторженных откликов. Чтобы решить, кто из них прав, нужно вступить с фильмом в зрительский поединок.
- Объявлены победители Конкурса научно-фантастических рассказов памяти Станислава Лема. Первое место у Артема Хлебникова («Потери»), второе — у Владимира Березина («Сайт без урла»), третье — у Михаила Гаёхо («Анна»). В жюри вошли и критики, и футурологи, и исследователи. Интересная деталь. Как рассказал на пресс-конференции критик, историк фантастики и председатель оргкомитета Сергей Шикарев, на конкурс было прислано более трехсот работ, но среди рассказов конкурса практически не было сюжетов, которые касались бы пандемии: «Ее в будущем нет». Есть светлый взгляд в будущее: продолжается научно-технический прогресс, природные катаклизмы успешно преодолеваются, активно ведется космическая экспансия. «Идеалы в произведениях Лема актуальны и сегодня. Осмысляется тематика физического бессмертия человека. Очень многие авторы рассуждают о том, какие психологические проблемы возникнут в случае, если человек станет физически бессмертным», — добавил Шикарев. Говоря о финалистах конкурса, член жюри, астрофизик Сергей Попов отметил, что они действительно следовали традициям Лема: это в основном предполагает экстраполяцию сегодняшних технических решений, которые имеют массовое распространение и начинают влиять на общество. То есть финалистами рассматривалось скорее не использование ультрасовременных достижений фундаментальной науки, а развитие технологий, и это тоже очень интересно. Одна из существенных задач научной фантастики, по мнению Попова, обсуждение возможного образа будущего – и прежде всего рассмотрение потенциальных угроз, стоящих перед человечеством (кстати, как уточнил Попов, ему не показалось, что финалисты создают светлое будущее). В этом смысле, по словам Попова, «выделяются рассказы, в которых авторы раскрывают возможное развитие ситуации, когда искусственный интеллект (или что-то ему аналогичное) начинает выполнять очень важную человеческую функцию — собственно принятие решений». Как считает Попов, авторы верно оценивают ряд потенциальных угроз, которые несет развитие технологий.
- В издательстве «Рипол-классик» вышла ожидаемая еще с августа новая книга философа, историка культуры, «человека-энциклопедиста, талантливого лектора и преподавателя» Александра Маркова — «Критическая теория». Как уточнил автор на своей странице в Facebook, это продолжение «Теорий современного искусства» (2020) — не просто сборника лекций, а путеводителя по хитросплетениям гуманитарной мысли. Чтобы ощутить, насколько хитрыми могут быть эти сплетения, достаточно взглянуть хотя бы на то, какой отзыв написал философ на фильм «Французский вестник» Андерсона.