18+
26.11.2021 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 20 ноября — 26 ноября 2021

  • Миллениалы подвели Ридли Скотта. Его фильм — историческая драма «Последняя дуэль», — несмотря на благосклонные отзывы критиков и киноманов, собрал в прокате по всему миру лишь 27 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов. И как пишет The Hollywood Reporter, по мнению 83-летнего режиссера, в этом виноваты не провалы в продвижении фильма и даже не коронавирусные ограничения на посещение кинотеатров, а аудитория миллениалов (родившихся в 1981–1996 годах), которая воспитана на сотовых телефонах и не желает ничему учиться, если обучение проходит вне смартфона. Правда, точно ли миллениалов имел в виду режиссер, или поколение помоложе? В любом случае и вся молодежь уже вне зависимости от поколенческих классификаций тоже получила от него на орехи — за то, что проводит время в соцсетях и развивается в неправильном направлении. Режиссер уточнил, что не жалеет ни об одном своем фильме, а в случае с «Последней дуэлью» вся команда, работавшая над картиной, была уверена, что это потрясающий сценарий — его, кстати, написали исполнители главных ролей Бен Аффлек и Мэтт Дэймон в соавторстве с Николь Холофсенер. Итак, фильм основан на научно-популярной книге медиевиста Эрика Ягера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции». Книга посвящена предполагаемому изнасилованию аристократки Маргариты де Карруж и попыткам восстановить честь женщины и покарать насильника, который свою вину отрицал. Когда разбирательства зашли в тупик, было решено определить силой, на чьей стороне правда: муж Маргариты бросил вызов насильнику и вышел из боя победителем. Если бы муж проиграл, то его жене грозило сожжение на костре за лжесвидетельство. Это была последняя в истории Европы официально зарегистрированная судебная дуэль, она состоялась 29 декабря 1386 года. Фильм Ридли Скотта повторяет форму «Расёмона» Куросавы: показано несколько точек зрения на одно и то же происшествие. У Ридли Скотта мы видим три правды — мужа; рыцаря, обвиняемого в изнасиловании; Маргариты. Что ж, если прочитать множество отзывов пользователей соцсетей, сидящих в смартфонах, то видно, что пока одним не понравились мрачные кадры из фильма («В такое время, когда все вокруг плохо, не хочется страдать еще и в кино»), другие указали как раз на недостаточную историчность фильма (в частности, в эпизодах поединка), на анахронизмы и на чрезмерное увлечение создателей современной, злободневной повесткой с #MeToo, с обвинениями в домогательствах и т.д. Но немало и восторженных откликов. Чтобы решить, кто из них прав, нужно вступить с фильмом в зрительский поединок.
  • Объявлены победители Конкурса научно-фантастических рассказов памяти Станислава Лема. Первое место у Артема Хлебникова («Потери»), второе — у Владимира Березина («Сайт без урла»), третье — у Михаила Гаёхо («Анна»). В жюри вошли и критики, и футурологи, и исследователи. Интересная деталь. Как рассказал на пресс-конференции критик, историк фантастики и председатель оргкомитета Сергей Шикарев, на конкурс было прислано более трехсот работ, но среди рассказов конкурса практически не было сюжетов, которые касались бы пандемии: «Ее в будущем нет». Есть светлый взгляд в будущее: продолжается научно-технический прогресс, природные катаклизмы успешно преодолеваются, активно ведется космическая экспансия. «Идеалы в произведениях Лема актуальны и сегодня. Осмысляется тематика физического бессмертия человека. Очень многие авторы рассуждают о том, какие психологические проблемы возникнут в случае, если человек станет физически бессмертным», — добавил Шикарев. Говоря о финалистах конкурса, член жюри, астрофизик Сергей Попов отметил, что они действительно следовали традициям Лема: это в основном предполагает экстраполяцию сегодняшних технических решений, которые имеют массовое распространение и начинают влиять на общество. То есть финалистами рассматривалось скорее не использование ультрасовременных достижений фундаментальной науки, а развитие технологий, и это тоже очень интересно. Одна из существенных задач научной фантастики, по мнению Попова, обсуждение возможного образа будущего – и прежде всего рассмотрение потенциальных угроз, стоящих перед человечеством (кстати, как уточнил Попов, ему не показалось, что финалисты создают светлое будущее). В этом смысле, по словам Попова, «выделяются рассказы, в которых авторы раскрывают возможное развитие ситуации, когда искусственный интеллект (или что-то ему аналогичное) начинает выполнять очень важную человеческую функцию — собственно принятие решений». Как считает Попов, авторы верно оценивают ряд потенциальных угроз, которые несет развитие технологий.
  • В издательстве «Рипол-классик» вышла ожидаемая еще с августа новая книга философа, историка культуры, «человека-энциклопедиста, талантливого лектора и преподавателя» Александра Маркова — «Критическая теория». Как уточнил автор на своей странице в Facebook, это продолжение «Теорий современного искусства» (2020) — не просто сборника лекций, а путеводителя по хитросплетениям гуманитарной мысли. Чтобы ощутить, насколько хитрыми могут быть эти сплетения, достаточно взглянуть хотя бы на то, какой отзыв написал философ на фильм «Французский вестник» Андерсона.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

Новости науки. Конец ноября 2021 года