Воспитывающее «Оно»
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о новом фильме ужасов по роману Стивена Кинга.
Фильм «Оно» режиссера Андреса Мускетти (ремейк одноименной картины 1990 года) полностью удовлетворяет запросам тинейджерской аудитории, предпочтения которой нехитры: чтобы было в меру страшно, в меру смешно, немного пошло и чуть-чуть про любовь. Что делать зрителю постарше? Находить глубокие смыслы, которые есть, хотя порой с трудом читаются.
Американский городок Дерри — плохой городок. Нам он сразу показан серым и неприветливым в октябрьский день 1988 года. На улице — непрекращающийся нудный дождь. И в такую-то погоду подросток по имени Билли (Джереми Либерер) выгоняет во двор — не собаку, нет, — младшего брата Джорджи (Джексон Роберт Скотт). Не совсем понятно, почему Билли так хочется, чтобы малыш именно в ненастье один запускал сделанный им бумажный кораблик. Ближе всего к истине следующее предположение: старшему брату жизненно важно, чтобы младший немедля, пока по улицам текут ручейки от дождя, испытал на прочность его творение, восхитился силой инженерной мысли и расплакался от умиления. Джорджи неохотно повинуется, выходит из дома в желтом дождевичке и больше к родным не возвращается.
Голос с небес мог бы сказать старшему брату: «Ну, а чего вы ждали, юный Билли? В нашем странном городке постоянно пропадают люди — словно их кто-то ест. Особенно охотно завтракают детьми, так что не следовало вам отпускать братишку на улицу в непогожий день». Но голос молчит, Билли обо всех особенностях Дерри узнает от своих друзей. Это их он оптимистично убеждает в том, что Джорджи наверняка жив, нужно просто найти его. И пока компания (прозванная старшеклассниками «неудачники») ведет стихийные поиски — объезжает пустоши на окраине города, исследует пещеры, злобное существо (Билл Скарсгард) активизируется и настойчиво является некоторым героям в самом что ни на есть неприглядном виде.
И вот тут возникает главный вопрос к авторам: по какому принципу это зло, заявленное как Оно, выбирает свои жертвы? Изначально продвинутый зритель, жаждущий не только интересной, но и, одновременно, понятной истории, заносит в перечень угнетенных тех, кто подвергся насилию, неважно какому — психологическому, физическому, со стороны домашних или от людей извне. Однако как только его мозг успокаивается (мол, выборка произведена, закономерность выявлена, причинно-следственные связи установлены), эта теория рушится. Потому что в список «галлюцинирующих» попадают и люди с чувством вины, и подонки, которые сами издеваются над слабыми и после ничуть не раскаиваются.
Спустя некоторое время события разворачиваются так, что зрителю становится понятно: Оно нападает на тех, кто охвачен страхом, является к ним в образе явных или (что чаще всего) тайных фобий. Но тут же мозг бедолаги начинает искать ответ на новый вопрос: Почему, кошмары приятеля Билли по имени Эдди (Джен Трейзер) прорисованы ясно, тогда как ужасы другого товарища, Стенли (Уайтт Олефф), показаны весьма туманно? Чем один лучше другого, да и уместна ли здесь тема превосходства? А девочка Бетти, жертва чудовища, о которой говорится несколько раз, от какого страха погибла? Если это неважно, то зачем нам сначала упорно напоминают о ней, а потом и показывают ее?
Но тут сознание вынуждено переключиться на спецэффекты, картинки (видимо, по замыслу авторов, они должны, что называется, леденить зрительскую кровь, но не случается такого — энергия сопереживания растрачена на разгадывание вышеописанных ребусов). Приходится наблюдать за борьбой подростков с нечистью, это занятие тоже не из приятных, поскольку плана мальчики не придумали, действуют весьма бестолково. И, если бы не пришла им на помощь подружка Беверли — очаровательная, с русалочьими глазами, — то все бы они полегли в битве с монстром (поздравим себя, модная идея наступающей, а где-то уже и наступившей эпохи феминизма прослеживается и в лентах, которые можно отнести к категории «кинороман воспитания»).
О хорошем: фильм «Оно» действительно воспитывает. В нем, местами бессвязном, невнятном, но не лишенном силы, есть призыв к преодолению своих страхов, напоминание о том, как важно ценить поддержку друзей, любовь родных и самому проявлять заботу о близких.
Однако все эти месседжи могут прочесть лишь выносливые, не утомленные нестыковками и штампами зрители.