Благородные братья-разбойники
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о стартовавшей в прокате криминальной комедии «Удача Логана».
Режиссер Стивен Содерберг, подаривший поклонникам ироничные детективы о грабителе Дэнни Оушене и его друзьях, в этом сезоне радует фильмом того же направления. В «Удаче Логана» два семейных трио решают объединить свои силы для ограбления банка. И в этот раз для того, чтобы совершенно расположить зрителей к преступникам, Содерберг наделяет центральных персонажей не только обаянием, но и клеймом хронических неудачников.
Взять, например, главного героя Джимми Логана (Ченнинг Татум), когда-то подающего большие надежды футболиста. Мы видим его не в лучшей форме: фигура оплыла, больная нога вынуждает ходить прихрамывая. С финансами у Логана туго, поэтому в частную клинику обратиться невозможно. Из-за временного недуга Джимми теряет работу, и родственники — сестренка Мэлли (Райли Кио), парикмахер и младший брат Клайд (Адам Драйвер), бармен, ветеран иракской кампании, — деньгами помочь не могут, поскольку сами на мели. Жена героя (Кэти Холмс) уходит от него к удачливому предпринимателю, так что Логан-старший крайне редко видится с любимой и любящей дочкой, забавной большеротой Сейди. В общем, все складывается так, что меланхоличный Клайд от безнадежности придумывает легенду о проклятии семейства Логанов, а жизнь мелочами и по-крупному подтверждает состоятельность этого мифа.
Но Джимми считает постыдным смириться с клеймом отверженного. Ответ на вопрос «Что делать?» он находит достаточно быстро: нужно ловко провернуть преступление, которое при удачном раскладе принесет хорошие деньги. Составив план перспективного нападения на банк и заручившись поддержкой брата, Джимми навещает вместе с ним взломщика сейфов Джо Бабаха (Дэниэл Крейг), отбывающего очередной срок в местной тюрьме. «Э, нет, я не пойду на это, — говорит Джо, услышав предложение поучаствовать в ограблении. — Я скоро откинусь, а моей припрятанной нычки мне хватит». И вот тут начинается один из тех блистательных диалогов, которыми особенно запоминаются ленты Содерберга:
«— Той нычки, которая 97 тысяч долларов?
— Да...
— Закопана в саду под качелями?
— А ты откуда знаешь?
— Да твой брат проболтался о ней своей жене, а она с любовником...»
Разумеется, опытный грабитель, который даже в тюремной робе выглядит королем, и после этого не сразу скажет «Да» этим странным Логанам, которые в криминальном мире проходят под прозвищем «одноклеточные». Он еще подумает, яростно сверля голубыми глазами тюремную стену, расспросит о деталях, поставит условия — взять в дело двух своих братьев (на поверку они окажутся, если оперировать терминологией Джо, вообще «полуклеточными», но зато очень идейными).
Ну, а потом начнется операция, и все будет традиционно по-содербергски: симуляция болезней, стремительные перемещения по лазам и переходам, дымовые и шумовые эффекты, а также обсуждение чуть ли не научных и философских тем прямо в разгар выемки денег из хранилища. Неожиданный первый финал-обманка, где преступники получают статус «благородных разбойников», а после — так называемая изнанка преступления, демонстрирующая, как все было задумано изначально вроде бы не слишком сообразительным участником ограбления.
Надо сказать, режиссер, развлекая зрителей, не заставляет терзаться морально-этическим выбором: сочувствовать обаятельным героям или возмущаться этим, как ни крути, реверансом в сторону криминала. Логаны нарушают закон не от хорошей жизни, и этот социальный подтекст в «Удаче» проглядывается четче, чем в других подобных работах Содерберга.
Что касается актерской работы, то, как говорится, не придраться. Ченингу Татуму удалось показать и драму так называемого маленького человека, и его борьбу с обстоятельствами, и его же триумф. Дэниэл Крейг (тут он больше блондин, чем мы привыкли видеть), в свою очередь, продемонстрировал, что многолетняя работа над образом агента 007 не загнала его в рамки «бондианы» и не лишила чувства юмора.
В заключительных кадрах — снова фирменная фишка режиссера, когда зритель вынужден сомневаться в том, в чем он только что почти убедился. Кого-то эта неоднозначность огорчит («Как это понять?»), а кого-то наверняка порадует: «Есть надежда на фильм «Удача Логана-2».