18+
20.02.2019 Тексты / Рецензии

​Шедевральное надувательство

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

О хитрости гениев с кистью и палитрой в лирической комедии Гастона Дюпра — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Фильмы о ЧП в мире живописного искусства всегда были интересны российскому зрителю, а сейчас, после криминального курьеза с полотном Куинджи в Третьяковке, скорее всего, станут еще популярнее. Лента «Шедевр» Дюпра рассказывает об афере, связанной с картинами и, что удивительно, провернутой ради дружбы.

В современном Буэнос-Айресе — красивом, пестром, немного хищном и в тоже время приветливом — живут два давних друга, эксцентричный художник Ренцо Нерви (Луис Брандони) и арт-дилер, владелец галереи Артуро Сильва (Гильермо Франселья). Оба уже немолоды и каждый заработал авторитет в своей сфере, однако их золотая пора, — пик славы пришелся на середину и конец 80-х — безвозвратно миновала. Сейчас все, что создает Ренцо, обругивается утонченными критиками, заявляющими, что художник отстал от жизни. Он, в свою очередь, не стесняясь, посылает экспертов по всем известным адресам, отказывается от бизнес-заказов и не внемлет Артуро, кричащему в телефонную трубку: «Опять ни одна твоя работа не продана, и я терплю убытки! Сделай что-нибудь интересное!» Как-то галеристу удается уговорить маэстро создать картину для большой иностранной корпорации, завоевывающей аргентинский рынок. Сильва как будто бы поломал друга, заставил его ради солидного гонорара на время отречься от принципов. Увы! Церемония обнародования полотна, на которую Нерви предусмотрительно не явился, подтвердила: настоящий художник себе не изменяет.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


«Злой, ленивый, эгоистичный», — так описывает Ренцо себя и своих коллег в разговоре со славным парнем по имени Алекс (Рауль Аревало). Молодой человек приходит к мастеру учиться, однако живописец отговаривает его, мотивируя тем, что Алекс, имея такие качества, как честность, добросовестность и умение системно работать, не продержится долго в этой профессии. Старик, конечно, слегка лукавит, но немалая доля правды в его словах есть — финал это докажет.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Но что же с мошенничеством? Да, когда у знаменитого в прошлом живописца, денег не хватает даже на еду и арендодатель выгоняет его из квартиры за неуплату, ему хочется умереть. Но и это не получается: случайно попав под колеса грузовика, Ренцо остается в живых, отделывается лишь частичной потерей памяти. И тогда им с Артуро в голову приходит идея, сделать не вполне этичный, но никому всерьез не вредящий финт, и в результате обогатиться. Их задумка удается, но — досадная помеха! — игру грозят раскрыть. Ренцо и Артуро в ужасе; их затея теряет флер безвредности — сообщники всерьез задумываются о злодеянии. Тест на человечность они по большому счету не проходят, но (все же на экране — комедия!) судьба благоволит к ним, уберегая от нравственного падения.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Фильм особенно привлекателен тонкой беззлобной насмешкой над миром современного искусства, в котором лихо развенчиваются старые кумиры и под эгидой перформанса создаются новые идолы, порой бессмысленные, а потому и беспощадные. Забавно и то, что старая гвардия здесь, оплевывая пришедшую моду, легко пользуется ее инструментарием (это тоже талант!) Очень киногеничны, завораживающе сочны на экране работы Ренцо — это, кстати, настоящие картины кисти аргентинского экспрессиониста Карлоса Герриарены.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


В «Шедевре» находится место почти детективной интриге, хорошему юмору и даже философии, отсылающей к нашему Достоевскому. Что трудно перенести в картине, так это пространные монологи с пересказами действа и диалоги — таким образом, стилевой градус скачет от русской классики к южноамериканским мыльным операм. Однако речи эти порой так забавны... Взять хотя бы упрек, прозвучавший из уст Ренцо: «Мы готовы сидеть часами на задней точке, наблюдая за тем, как 22 миллионера бегают за мячиком» (напомню, на всякий случай, Аргентина — страна развитого футбола). Нет, такие монологи можно вынести. И, в конце концов, для полного совершенства даже у шедевров должны быть недостатки.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Две страны, две любви, ну а сердце, увы...

Жаннат Идрисова

​Семь знаковых фильмов о джазе

Жаннат Идрисова

​Черно-белая дружба и зеленая книга

Жаннат Идрисова

​Анна, Мальборо и служанка