18+
31.01.2019 Тексты / Рецензии

​Что скрывают бинты

Текст: Вера Бройде

Иллюстрация: предоставлена ИД «Пешком в историю»

О почтительном и не очень отношении к мумиям в книге Флёр Дожей рассказывает обозреватель Rara Avis Вера Бройде.

Долой невинную пугливость! Долой стеснительность и робость! Долой вопросы без ответов! Долой лапшу про призраков и зомби, вампиров и оживших мертвецов! Долой вульгарные запреты и пошлую сентиментальность! Да здравствуют археология, подробности и правда! Да здравствуют рентген и МРТ! Да здравствуют учёные и сыщики в халатах с большими эндоскопами на шеях и лупами в руках! Да здравствуют Муррен, рисующий забавных человечков, замотанных бинтами от ног до макушки, Дожей, в чью голову пришла идея этой книги, и те бесстрашные родители, которые когда-нибудь решатся её приобрести!

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


История, которую рассказывает Флёр Дожей, берёт начало там, где говорят: «Пришёл конец», — в том страшном времени и месте, где сердце прекращает биться, надеяться и верить, а мозг работать и рождать идеи, где холодеет кожа, а взгляд как будто стекленеет, где наступает абсолютное Ничто, а чей-то хриплый голос — наверно, режиссёра — устало произносит: «Вот и всё»... Хотя на самом деле «всё» только начинается: во всяком случае, для мумий — героев книги Флёр Дожей, и тех из нас, кого волнует их судьба, их «жизнь» и все её аспекты, кому хотелось бы узнать, какое прошлое они скрывают под бинтами, какой была та жизнь, которую не нужно брать в кавычки.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


О том, что происходит после смерти с душой и телом человека, внутри которого до этого момента они как будто составляли нечто целое, пока не слишком принято беседовать с детьми. Считается, что это их расстроит, внесёт сумятицу, посеет неуверенность, лишит ночного сна — и, значит, безусловно, ужасно навредит: что, разумеется, не так, а, вобщем-то, как раз наоборот. Детей тревожит тайна и радует разгадка, им нравится смеяться от души и содрогаться телом от испуга, вдыхать и выдыхать, подпрыгивать и падать, испытывать себя, других и странный мир, как можно чаще удивляться, прикрыв ладошкой рот и выпучив глаза. И если им хоть что-нибудь из этого удастся, десятки лет спустя они, быть может, скажут, что жили полной жизнью лишь в ту далёкую эпоху, когда им было восемь с половиной. Не страшные открытия вредят им и мешают развиваться, а пожимание плечами в ответ на «тот» вопрос. Детей расстраивает ложь, которую они, подобно кошкам и собакам, улавливают носом и нежными ушами. И Флёр Дожей об этом знает и никогда не забывает. Чего бы ни коснулся разговор: влияния энзимов на размножение бактерий или того, какой из двух открытых ими методов мумифицирования предпочитали племена чинчóрро, что жили в Чили семь с лишним тысяч лет назад, — она всегда старается быть в меру откровенной. То есть настолько, чтобы поразить, увлечь и даже восхитить, а не «убить», не задавить, не отвратить перечислением деталей, способных вызвать тошноту или желание быстрей захлопнуть книгу. Она ведёт своих читателей по узенькой тропинке, проложенной в пространстве и во времени, а мумии стоят вдоль этой самой тропки, приветствуя идущих сверканьем глаз, виднеющихся в прорезях бинтов.

Дожей Ф. Кто боится мумий? / Пер. с фр. А. Богуславской; ил. С. Муррена. — М.: Пешком в историю, 2018. — 48 с. — (Мировая история)


За много тысяч лет до нашей эры, в эпоху бронзового века и в Средние века, и даже после, в наше время, в Америке, в Европе и в Китае, в песчаных или соляных пустынях, во льду и в торфяных болотах, в гробницах, полных золотых монет, кувшинов с маслом, статуй и фигурок слуг, в украшенных орнаментом просторных саркофагах, подобно пищевым контейнерам, уложенных один в другой, в застенках, в подземельях, на пыльных чердаках, в домах аристократов, во дворцах, — их можно встретить всюду: у мумий в нашем мире, в истории его цивилизаций и в этой книге нет преград! Мы сами их создали — во имя вечной жизни, во имя собственной мечты, во имя знания или любви. Хотя, конечно же, вопрос о том, зачем, вообще-то, мумии нужны, решался в каждом случае по-разному. И Флёр Дожей по мере сил рассматривает те из них, которые ей кажутся или особенно «крутыми», или смешными, или страшными, или такими, что сумели совместить в себе все перечисленные качества. Ну, вот, к примеру, египтяне верили, что смерть — всего лишь переход в загробный мир, «который представлялся им таким же, как их собственный», а раз он был таким же — без тела там, естественно, никак не обойтись: его необходимо бальзамировать, что, по легенде, и проделали с Осирисом — правителем Египта, убитым его злобным братом Сетом, вернув беднягу к «жизни» при помощи лекарств и ядов, которыми заведовал Анубис. Вы скажете: религия довлела надо всеми, — и будете не так уж и не правы, однако же и тут имеются такие обстоятельства, которые велят нам разделять и древние, и очень-очень древние культуры. Рассудочные инки, например, в отличие от легковерных египтян, не сомневались в том, что мумии умерших надёжно защищают их самих, ещё живых, в то время как японские буддисты, мумифицируя самих себя, хотели показать, что им открылось состояние нирваны. Для этого они питались лишь орехами, кореньями, корой и пили воду с мышьяком, который убивал бактерии, а телу помогал надолго сохраниться, потом просили братьев замуровать их в склепе, оставив только дырочку для воздуха, и каждый день звонили в одинокий колокол, чтоб остальные понимали, что смерть пока за ними не пришла, а если колокол молчал, монахи закрывали то последнее отверстие и лишь спустя три года все вместе заходили в склеп, где находили мумию в нарядном облачении, сидящую спиной к стене как будто в ожидании гостей.

Иллюстрация предоставлена ИД «Пешком в историю»


Ответив на вопрос «Зачем?», Дожей берётся за другие: «Как именно?», «Когда?» и «Что нам это может сообщить?». Догадки, домыслы и факты, новейшие гипотезы, возникшие в среде учёных, как только в руки им попал томограф, была открыта ДНК и археологи нашли гробницу с телом китаянки, чья кожа выглядела так, как будто эта дама лишь пять минут назад неспешно вышла из салона красоты, а не лежала под землёй, под толстым слоем глины и угля, в течение двух с лишним тысяч лет, — в истории Дожей они кружатся в ритме танца, задорно дрыгая ногами и поднимая тучи пыли. А иллюстрации Муррена, конечно, так же «непочтительны», как действия некоторых из наших с вами прадедов, которые использовали мумии для привлечения внимания к себе, притоку капитала и получения сомнительных таблеток, «волшебных» порошков и «чудодейственных» микстур, способных подарить принявшим их «вторую» жизнь, а также «долговечных», «особо стойких» красок и даже удобрений! Хотя Муррен, в отличие от них, предельно честен и открыт, а главное: на самом деле добивается эффекта. Его герои оживают! Они выходят из гробниц, где пролежали сотни лет, и путешествуют по миру, внося поправки в нашу жизнь. Вот он рисует фараона, по имени Тутанхамон, с огромным гипсом на ноге, что, с точки зрения истории, естественно, неверно, а с точки зрения науки — напротив, абсолютно верно: поскольку именно тот жуткий перелом, согласно заключению учёных, привёл того в итоге к смерти. А замороженного Эци — древнейшую из найденных в Европе мумий — он с подлинным кощунством человека, привыкшего к логичности своих поступков, конечно, ставит в холодильник (на дверцах у которого, как водится, разбросаны магнитики со списками покупок на обед): ведь если эта мумия окажется в тепле, ей, без сомнения, придётся попрощаться с «вечной» жизнью.

Другие материалы автора

Вера Бройде

​Притворись моим учителем

Вера Бройде

​Книжные люди

Вера Бройде

​Будить или не будить?

Вера Бройде

​Роб Биддальф: «Ни Бэтмена, ни Спайдермена из меня не вышло...»