Квест или путеводитель?
Текст: Наталья Медведь
Фотография: Katsuhito Nojiri / flikcr
Об особенностях детских гидов, краеведческих квестов, путеводителей, альбомов в дорогу и многом другом рассказывает обозреватель Rara Avis Наталья Медведь.
Нынешнее поколение родителей с азартом принялось за практическое освоение географии. Уже никого не удивишь путешествиями автостопом с грудничками, годовыми кругосветными круизами или амбициозными планами показать детям все страны мира за несколько лет. Все большее распространение получает удаленная занятость, а современные способы коммуникации и возросшая доступность бюджетного транспорта увеличивают мобильность трудоспособного населения. Это закономерно меняет жизнь и семей с детьми любого возраста. Дети очень быстро усваивают, что государственные границы — понятие по большей части бюрократическое, и впитывают культурное многообразие, так сказать, с молоком матери. Индустрия сопутствующих товаров для юных путешественников не отстает от спроса и методично расширяет ассортимент.
Как это отражается на детских книгах? Если говорить о художественной литературе, то она традиционно свободна от каких-либо границ. Можно сказать, с небольшой натяжкой, что в любой детской книге есть мотив путешествия. Что есть процесс взросления, если не аллегория путешествия из детства во взрослую жизнь? Нет ничего доступнее, чем странствия на бумаге, и активно читающие дети проходят хороший курс подготовки к тому, что из путешествия никто не возвращается прежним. Если отвлечься от трансформирующего или даже инициирующего смысла смены местопребывания, то за познавательной и образовательной функцией читатели обращаются к жанру нон-фикшн, который радует своим непрерывным развитием. А что ему остается делать, когда приходится отвоевывать своих читателей у многочисленных интерактивных приложений и прочих высоких технологий?
Творческие альбомы для путешествий
Справедливости ради надо сказать, что курс на нестандартный подход к оформлению специализированной литературы для детей был взят еще задолго до цифрового всплеска. Мирослав Шашек, чешский архитектор, в середине прошлого века стал широко известен как автор и иллюстратор детской познавательной серии «Это...» про крупнейшие туристические центры мира. «Этим» побывали города от Парижа до Нью-Йорка, места вроде Мыса Канаверал и даже Организация Объединенных Наций. Всего в серии восемнадцать книг, три из них переведены на русский язык и вышли в издательстве «Карьера Пресс»: «Это Париж» (2013), «Это Нью-Йорк» (2014), «Это Лондон» (2013). Несмотря на почтенный возраст, книги не теряют популярность и с удовольствием приобретаются в качестве антуражного сувенира из туристических поездок как детьми, так и взрослыми. Они не претендуют на полноту сведений, в них ярко выражен авторский стиль иллюстрирования, достопримечательности описываются очень сжато, но при этом в них бездна эстетического удовольствия для читателей — в серии Шашека были заданы все слагаемые долгоиграющего успеха, а заодно и вектор развития жанра.
Шашек М. / Пер. Ю. Шипков. — М.: Карьера Пресс, 2013. — 64 с. (Серия: Мирослав Шашек. Путеводители для детей)
Как и в некоторых других направлениях детского нон-фикшна, в путеводителях, творческих альбомах для путешествий, книгах о достопримечательностях очевидна ставка на визуальное восприятие, ее интерактивность и увлекательность. Интерактивность является неотъемлемой составляющей любой книги путешественника, а практическое применение — сущностной характеристикой. Сохраняя эти два свойства и снижая планку возрастной адресации, издатели пришли к занимательным книжкам для малышей на условно географическую тематику. И это направление развивается семимильными шагами.
Использование топонимов в изданиях для малышей встречается повсеместно. Тон пока задают западные издательства, выпускающие поп-ап книги с достопримечательностями Парижа (Lonely Planet Kids, 2016) и Лондона (Lonely Planet Kids, 2016) или малышовые книжки-картинки для изучения цветов на примере Нью-Йорка (Grosset & Dunlap, 2015) или цифр на примере Сан-Франциско (Grosset & Dunlap, 2015). На отечественном рынке появляются и собственные разработки. К ним можно отнести виммельбухи от ИД «Мещерякова» в серии «Кругосветное путешествие» художника Александра Храмцова. Первые две остановки этого путешествия пришлись на Москву (2016) и Нью-Йорк (2016).
Сурова З. Находилки. — М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2015. — 24 с.
От отчетливо развлекательных книжек-картинок не отстают всевозможные альбомы с творческими заданиями. Хорошо зарекомендовала себя у многих родителей книга «Находилки» Зины Суровой в соавторстве с Ксенией Дрызловой («Манн, Иванов и Фербер», 2015). В ней детям предлагается большой выбор заданий на наблюдательность и запоминание — очень полезных качеств для путешественника. Изначально эти издания были предназначены для придания прогулкам с детьми духа приключений, но помимо этого оказались способны насытить детскую жажду деятельности во время поездок на близкие и дальние расстояния. Для поклонников были выпущены и тематические продолжения: «Занималки. Зима», «Занималки. Лето», воплощенные в жизнь Зиной Суровой совместно с мужем Филиппом («Манн, Иванов и Фербер», 2015), в них больше внимания уделяется сезонному наполнению творческого досуга детей, чем заданиям по ориентации на местности, но при желании эти книги-игры легко приспосабливаются под нужды путешествующих детей. В той же редакции «МИФ-детям» издана интерактивная игра «Дорожное бинго» (2015). Это набор карточек с тематическими картинками (вокзал, аэропорт, в городе, за городом и так далее) и несколькими вариантами правил, рассчитанных на разное количество игроков, которые сводятся к принципу лото — увидел-вычеркивай.
Голубев А. Города России. Рисовалка-познавалкаю — М.: Речь, 2015. — 64 с. (Серия: Фантазируй, твори, развивайся)
Те, кому доводилось продумывать, чем увлечь непоседливого ребенка во время долгой поездки, ценят подобные издания, как и многочисленные познавательные раскраски «в дорогу». Они могут быть, конечно, любыми, но, выдерживая тему, стоит отдать предпочтение правильным, краеведческим. В издательстве «Клевер» опробовали потенциал раскрасок-путеводителей, начав с Москвы и Санкт-Петербурга. Серия выходит в двух форматах: альбомы-раскраски и открытки-раскраски. Можно выбирать и тематически: есть стандартная «Москва» (2015), а есть отдельные тематические направления: «Усадьбы и парки Москвы» (2015), «Интересные улочки Москвы» (2016), «Москва. Бульварное кольцо» (2016). Северная столица не отстает: в добавок к «Санкт-Петербургу» (2015) появились варианты «Живописный Санкт-Петербург» (2016) и «Императорский Санкт-Петербург» (2016). И еще присутствует попытка обобщения: «10 самых красивых мест России» (2015). Интересную серию запустило издательство «Речь». Вслед за книгой «Карты России» (2014) на которую художника Александра Голубева, очевидно, вдохновили знаменитые «Карты» польского тандема Даниэля и Александры Мизелиньских («Самокат», 2013), в издательстве «Речь» начала выходить серия альбомов, идейных последователей книги-хедлайнера, с творческими заданиями, посвященными близким и дальним местам назначения: от «Городов России» (2015) до «Городов Южной Америки» (2016) и «Городов Австралии и Океании» (2016). Сквозной персонаж Кот Батон рассказывает об отдельных достопримечательностях городов заданного континента вдобавок к набору типичных заданий из развивающих пособий для дошкольников. Эксперимент по расширению географии таких познавательных раскрасок сделала и детская редакция «МИФ-детям» с творческой раскраской «Стокгольм. Веселое путешествие» (2015) Александры Балашовой.
Братов П., Филиппова Т. Москва. Раскраска-путеводитель. — М.: Клевер Медиа Групп, 2015. — 32 с. (Серия: Увлекательная прогулка)
Номинальное отношение к теме географических путешествий во всем этом присутствует, но в то же время путешествия остаются фоном, рамкой, в которую заключена так хорошо прижившаяся в детской индустрии склонность к объединению развивающих и развлекательных функций, к которым добавляется приветствуемое современными родителями восприятие мира без границ. Вектор читательского интереса налицо, и книжный рынок реагирует оперативно, что, в общем-то, оставляет положительное впечатление. Но, учитывая разнообразие всего увеселительного, предлагаемого детям о путешествиях в бумажном формате, особенно интересует, что происходит с книгами, которые ставят своей задачей информирование и просвещение.
Особенности детских гидов
Тут надо учесть важный момент. Аутентичные и имеющие что сказать путеводители и гиды — дело весьма локальное. То есть не следует ожидать от французского издательства, что оно сможет сказать новое слово о замках Латвии. Тем более что степень читательского доверия к местным путеводителям намного выше. Этим обусловлен скромный выбор детских гидов для зарубежных поездок. Практически единственным исключением является транснациональный издательский дом Lonely Planet с его редакцией Lonely Planet Kids. Она обладает достаточными ресурсами, чтобы выпускать заслуживающие доверия путеводители по самым экстравагантным местам планеты. И это специально для детей. Одна из их серий так и называется «Не для родителей», именно она выходит в России в издательстве «Эксмо». Крупнейшие города (Рим, Нью-Йорк, Париж, Лондон) и туристические направления (Африка, США, Европа, Великая Британия, Южная Америка, Азия) — такой набор иллюстрированных путеводителей представлен на русском языке. Книги начинаются предисловием, поясняющим почему они предназначаются не родителям, и продолжаются тематическими главами, в которых можно почерпнуть сведения из разных сфер. Так, рассказы про семь римских холмов могут соседствовать с сюжетом про известный местный футбольный клуб, а глава про плавучие острова на озере Титикака — с заметкой об особенностях бразильской торговли. Единственная несерийная книга от мирового лидера среди иллюстрированных гидов — «Книга путешествий» («Эксмо», 2014), в которой совсем сжато представлена информация обо всех странах мира: одна страна на разворот (вот где план-конспект для кругосветного путешествия).
Книга путешествий (большая подарочная книга для детей). — М.: Эксмо, 2014 — 208 с. (Серия: Lonely Planet. Не для родителей)
Любопытно, а может, даже показательно, что среди обширного ассортимента детской серии Lonely Planet на английском языке не издается ни одного детского гида по России. Пальма первенства тут заслуженно принадлежит российским издательствам, и выбор уверенно увеличивается. Осталось только обеспечить сферу туристических услуг переводами подобных изданий на иностранные языки для удобства гостей страны и туристов с детьми.
Русские путеводители
Санкт-Петербург. — М.: Фордевинд, 2010. — 128 с. (Серия: Иллюстрированный путеводитель)
Начало положило издательство «Фордевинд», выпустив путеводитель для детей «Санкт-Петербург» (2010), составленный Анной Рапопорт. В нем хорошо систематизированная информация разделена по темам, подкреплена иллюстрациями и фотоматериалами в сопровождении рисованного кота-талисмана. Прочитав, можно выяснить, например, как Александр Невский связан с историей Санкт-Петербурга, от каких фонтанов Петергофа стоит ожидать сюрпризов; узнать адреса музеев, где хранится память о самых разных страницах истории города: от хроники наводнений до появления трамваев; познакомиться со знаковыми историческими персонами и связанными с ними местами, архитектурными достопримечательностями и модными веяниями разных эпох. Перед сопроводительными текстами стояла сложная задача: быть интересными и легкими, чтобы не перегрузить детей фактами, но достаточно информативными, чтобы выдержать познавательную функцию и стать, как и ожидается от путеводителя, источником новых знаний. Эту миссию удалось успешно выполнить. В Санкт-Петербурге есть где разгуляться для тематических экскурсий, поэтому перед детским изданием стояла вторая немаловажная задача: не обойти вниманием краеугольные камни истории, архитектуры и культуры знаменитого города и в то же время рассказать о привлекательных для детей достопримечательностях. Дополнительные игры и задания, оформление под судовой журнал, места для ведения «дневника путешествия» и вклеивания разных памятных вещиц способны превратить путеводитель в семейную реликвию.
Ржанников Д. Библейские сюжеты в барельефах Петербурга. — М.: Фордевинд, 2015. — 64.
Игровая интерактивная часть органично вплетена в информацию об истории и градостроении, в результате такого успешного синтеза книга стала эталоном среди отечественных изданий. Путеводитель получил заслуженное признание критиков, а главное — читателей, которые приветствовали появление адресованного именно детям печатного гида, разработанного с учетом знаний и интересов младших школьников. Вслед за «Санкт-Петербургом» появились «Окрестности Петербурга» (2011) Елены Первушиной, «Москва» (2011) Федора Дядичева, «От Пскова до Архангельска» (2012) Анны Рапопорт, «Золотое кольцо» (2013) Екатерины Дупленской и «Великий Новгород» (2016). При том что авторы путеводителей меняются — это как раз закономерный и положительный момент — во всей серии прослеживается приверженность избранному формату. Все сильные стороны флагмана характерны и для остальных книг, нашедших золотую середину между познавательной и интерактивной составляющими, с точно откалиброванной адресацией, настроенной на детей, начиная с младшего школьного возраста. Расширение серии идет ей на пользу, ни одно другое издательство не ушло в своих гидах так далеко от двух столиц. Была также предпринята успешная попытка углубления, а не расширения серии в тематическом путеводителе-маршруте «Библейские сюжеты в барельефах Петербурга» (2015) Дмитрия Ржанникова. Это издание, безусловно, выделяется на фоне собратьев своей узкой специализацией, глубиной материала и в какой-то мере расчетом на подготовленного читателя.
Квесты и новое краеведение
Новый формат, адресованный подрастающему поколению, нашел у него поддержку. Превращение путешествия или даже небольшой поездки в интересный квест для детей оказалось востребованным. Детские издательства подключаются к прокладыванию маршрутов-экскурсий. Так «Самокат» запустил серию «Городские ралли», участвуя в которых можно разнообразить представления о Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. В наборы входят стилизованные карты маршрутов, а ход прогулки, или целого ралли, определяет список заданий в виде теста. Участникам квеста предлагаются вопросы, отыскивая ответы на которые, они продвигаются по маршруту. Процесс хорошо знаком детям по ролевым компьютерным играм, только здесь надо ходить собственными ногами и смотреть собственными глазами, что, взрослые согласятся, гораздо динамичнее и живее. Принцип квеста выдерживается во всем: вопросы попадаются хитрые, порой головоломные. Если ответить на некоторые сходу сложно, можно обратиться к справочной брошюре (хотя сделать это авторы рекомендуют все-таки после самостоятельных ответов). Она входит в набор, и в ней подробно растолкованы все задания маршрутов. Игровые прогулки-квесты, как и материалы к ним, отличаются от привычных путеводителей. Они ограничены местом и временем — здесь нет свободного изложения материала, как в обычных информационных туристических изданиях. Авторы прогулок-маршрутов работают практически с хронометром и шагомером в руках. Это живой экскурсовод имеет пространство для маневра, если видит, что группа отвлекается, бумажный же обязан дистанционно подогревать к себе интерес, что достаточно сложно. Отсюда вытекает и особенность композиции такой экскурсии, знакомство с ней не подразумевает скрупулезное изучение мест, где она проходит, и освоение энциклопедического материала. Такая экскурсия больше апеллирует к сфере детских исследований, узнаванию интересных нюансов, запоминающихся деталей — всего, что выходит за рамки общеизвестных фактов или школьной программы.
Например, в «Московском ралли № 1» (2011), готовьтесь быть внимательными к деталям и считать лампочки в фонарях Арбата, анализировать причины появления ручных соколов в Кремле, расшифровывать надписи и рассматривать потолки в метро, проявлять эрудицию тут и там, а порой и откровенно угадывать. Это верно и в отношении всей серии ралли, в которой также вышли наборы для игровых путешествий «Городское ралли. Санкт-Петербург № 1» (2012), «Загородное ралли № 1. Музеи-усадьбы вокруг Москвы» (2014) и «Московское ралли № 2. Бульварное кольцо» (2014). Над текстами ко всем выпускам, кроме «Загородного ралли № 1» (здесь автором стала Ксения Новохатько), работала Хельга Патаки, а над оформлением каждый раз трудился новый коллектив художников, удивительным образом попадая в общую визуальную канву серии. Хельгу Патаки пригласило и издательство «Клевер» для работы над своими «Увлекательными прогулками». В результате появилась смесь маршрута-путеводителя и настольной игры «Прогулки из шкатулки. Москва. Набор юного краеведа» (2015), а Анна Рапопорт составила для этой же серии «7 маршрутов по Москве» (2016) с подробными планами детских экскурсий.
Волкова Н., Волков В. О чем молчат башни Кремля? — М.: Настя и Никита, 2014. — 24 с.
Собственный подход к организации пространства путешествия предлагает издательство «Настя и Никита». Здесь используется фирменный формат познавательной тонкой книжки на двадцать четыре страницы. Однако краеведческая тема не выделена в отдельную серию, но ее легко можно идентифицировать по говорящим названиям. Каждая книга посвящена одному знаковому объекту Москвы, от башен Кремля или Санкт-Петербурга, от Царского села до мостов Петербурга. К условной серии о достопримечательностях можно отнести порядка 15 книг, хотя тут следует учитывать некоторую тематическую размытость: есть книги, сосредоточенные на исторической перспективе, а не на практической информации полезной современным туристам. Составители и художники меняются, среди авторов текстов можно найти имена известных писателей, например, семейного тандема Наталии и Василия Волковых; Хельги Патаки. Но все эти книги группируются по краеведческому признаку лишь условно, поэтому они могут значительно отличаться друг от друга содержательно и стилистически, при этом общая канва — познавательно и о знаменитых местах — позволит отнести их к разряду чтения в дорогу.
Заинтересовать детей историей мест, где они живут или оказываются, становится намного проще с вместительной библиотекой путешественника. Интересно, как обстоит дело с доступностью подобных изданий для детей, приезжающих знакомиться с культурой и достопримечательностями России?