18+
05.07.2017 Тексты / Рецензии

Издержки профессии

Текст: Артем Артемов

Фотография с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Артем Артемов о писателе Антонио Бандерасе в картине Райана Гудмана «Черная бабочка».

«Черная бабочка» — аскетичный триллер с Антонио Бандерасом и Джонатаном Ризом Майерсом в главных ролях. Картина стала ребутом одноименной французской кинопостановки 2008 года с Эриком Кантона и Стефаном Фрейссом. В 2017 году в режиссерском кресле оказался Райан Гудман, для которого подобный опыт стал вторым в карьере. Адаптировать оригинал и передать нарастающее напряжение от психологического поединка между охотником и жертвой Гудману удалось с большой натяжкой. Получился вязкий, довольно сбивчивый фильм, удачно копирующий ключевые эпизоды исходника, с серьезно отредактированным, но портящим общее впечатление финалом.

Первая сцена выхватывает лицо писателя-сценариста Пола (Антонио Бандерас). Он сидит напротив печатной машинки с отсутствующим видом, попивает виски и набивает одну и ту же фразу: «я в тупике» (всплывает ассоциация с персонажем Джека Николсона из «Сияния»). Пол считался перспективным прозаиком, написал бестселлер, переехал из Мадрида в США, попробовал утвердиться на чужбине как сценарист, но потерпел неудачу, слава иссякла, он потерял связи и жену. Его последний еще неоконченный опус считается бесперспективным. Он вынужден выставить на продажу загородный особняк, все чаще прикладывается к бутылке, ведя затворнический образ жизни. Захламленность помещения, многомесячный беспорядок удачно передает состояние человека, сломленного неудачными попытками поймать музу.

Также где-то за кадром сообщается о том, что за последние три года на территории Колорадо бесследно исчезли четыре молодые женщины, скорее всего, они были похищены и убиты маньяком.

По дороге в придорожное кафе взвинченный неудачами Пол повздорил с водителем грузовика. Их конфликт продолжился уже в забегаловке, на выручку писателю пришел бродяга (Джонатан Риз Майерс), в два счета усмиривший забияку. В знак благодарности Пол предлагает страннику ночлег, чтобы тот смог принять душ и перекусить. После недолгих уговоров Джек соглашается остаться. Так неспешно раскручивается маховик дальнейших событий. Первые полчаса меланхоличны, вводный отрезок затянут и не балует вразумительными диалогами, происходящее несколько шаблонно и схематично.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

Джек воодушевляется, узнав о профессиональной деятельности Пола. Обещает помочь восстановить писательскую форму. Поступки нежданного гостя сперва вызывают одобрение у главного героя. Джек прибирается в доме, готовит, требует от Пола, чтобы тот бросил пить. Он считает, что творческая засуха вызвана нежеланием Пола использовать истории из личного опыта, ибо его воображение рисует неправильные образы. Но требования с каждым днем растут, становятся более жесткими и отдают нездоровой заботой с элементами садизма — Джек то приставит нож к горлу спящего «компаньона», то устраивает взбучку, угрожая ружьем. Делает все, чтобы вырвать Пола из привычной среды, заставить работать. Кажется, писатель попал в заложники к душевнобольному. Начинается опасная игра в кошки-мышки.

И если первый акт был скорее для галочки, получился заторможенным и скучным из-за отсутствия необходимых для триллера ростков саспенса, то во втором нащупывается динамика, появляются незначительные намеки на интригу. Однако режиссеру Райану Гудману не удается замаскировать сюжет-перевертыш. Когда картина переваливает за четверть, становится ясно, что не все так очевидно, поэтому задаешься вопросом — какой будет развязка, где именно тебя пытаются одурачить?

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

Две затухающие звезды — Антонио Бандерас и когда-то многообещающий актер Джонатан Риз Майерс («Матч Поинт»), образуют довольно интересный симбиоз, демонстрирующий широкую гамму эмоций. Роль второго плана — агента по недвижимости, вовлеченного в игру на выживание, убедительно исполнила небезызвестная актриса Пайпер Перабо («Престиж»; «Носители»). Примечательно, что небольшое камео досталось известному кинорежиссеру Абель Ферраре («Плохой Лейтенант»; «Зависимость»).

Стоит отметить и работу оператора Хосе Давида Монтера, он сделал все, чтобы запечатлеть перемену эмоций основных героев и подчеркнуть необратимость сюжетного взрыва. Монтера не забывает выхватывать картины околдовывающей загородной глуши, при этом создавая эффект замкнутости, изоляции, как будто герои оказываются наедине друг с другом под куполом.

В кульминационный момент «Черная бабочка» при всей своей серьезности и хмурости, с ехидной улыбкой показывает, что предыдущий час с лишним был скорее прелюдией. Фильм начинает обретать форму самодостаточного триллера, сдержанного, с умело расставленными акцентами, который не пытается подражать конгениальной «Мизари» 1990 и визуально далек от финчеровской «Игры» 1996 года. И можно было бы махнуть рукой на все несостыковки и сценарные просчеты, если бы не финальный аккорд, рушащий задумку, точно карточный домик.

Создатели «Черной бабочки» метили в искусное, интеллектуальное кино, но стали жертвами собственных амбиций. Если французская лента рассказывала про зло, сокрытое внутри, четко обозначая цели, то излишние метания сценаристов Марка Фридмана и Джастина Стэнли сделали фильм расплывчатым и анекдотичным, поставив Райана Гудмана в заведомо проигрышное положение. Все эти аллегорические фантазии — сомнительное удовольствие.

Другие материалы автора

Артем Артемов

​Гудзон и ничего больше

Артем Артемов

​Бремя лидера

Артем Артемов

​Виноваты звезды

Артем Артемов

​Вход в бесконечность