18+
14.06.2019 Тексты / Авторская колонка

​Господа Головлевы на фестивале губернских театров в Москве

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Александр Антчак

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о заезжих «Господах Головлевых» от пермского театра «У Моста».

В конце прошлой недели стартовал и сейчас идет ежегодный летний фестиваль губернских театров «Фабрика Станиславского», основанный в прошлом году Московским Губернским театром и Министерством культуры Московской области. Одной из его просветительских целей, по признанию организаторов, — не только познакомить столичного зрителя с губернскими театрами, но и рассказать об истории и культуре Подмосковья. События разворачиваются на нескольких площадках. Спектакли конкурсной программы идут на сцене Московского Губернского театра, а внеконкурсные работы и другие мероприятия — на подмостках театров и в клубах Химок, Орехово-Зуева и Сергиева Посада.

«Основная же идея нашего фестиваля, — говорит его арт-директор театральный критик Ольга Галахова, — собрать театры, придерживающиеся в своей деятельности системы Константина Сергеевича Станиславского». А художественный руководитель фестиваля Сергей Безруков напоминает: «Если мы видим подлинную жизнь человеческого духа, как говорил Станиславский, — это и есть тот самый современный русский театр, который должен быть на сцене. Мы не отмечаем наградами режиссеров, отмечаем актеров — честной премией „Верю“. Режиссер должен раствориться в актере».

По завершении конкурсной программы жюри выберет лауреатов в номинациях за лучший актерский ансамбль, а также за лучшую женскую и мужскую роли. Всего в этом году в фестивале примет участие восемь коллективов из разных городов. Среди них (тут уже я вынужденно перехожу на лирическую интонацию в своем повествовании) — мой любимейший пермский театр «У Моста». Вот о нём и поговорим. Тем более что результаты фестиваля пока неизвестны и можно, если и не повлиять на них, то хотя бы сделать прогнозы или просто обозначить зрительскую симпатию.

Сколько я ни смотрел спектаклей «У Моста», в каждом, даже комедийном, так или иначе акцентируется внимание на мистической составляющей мира и жизни

«У Моста» (ударение на первом слоге) позиционирует себя как мистический театр. Режиссер Сергей Федотов перед началом спектакля рассказывает, когда он только создавал театр, ему предрекали: на такой установке, мол, коллектив продержится два-три года, не больше. Но вот уже более тридцати лет он существует именно как мистический театр. Сказать честно, я и сам подумал, впервые услышав подобное словосочетание: «Ну, тут, наверное, некоторая замануха, спекуляция на привлекательном решении». Оказалось — нет, это особенная манера работы. Сколько я ни смотрел спектаклей «У Моста», в каждом, даже комедийном, так или иначе акцентируется внимание на мистической составляющей мира и жизни. Но что такое мистика? То, что не укладывается в нашу логику, то, чего мы не можем объяснить. Воспользуюсь излюбленной иллюстрацией в суфийских текстах: для древнего человека, например, современный подросток, извлекающий огонь из спичек, чтобы прикурить или разжечь костер, покажется великим мистиком и магом. У Федотова подобные «спички» присутствуют во всех работах. Причем, достигается эффект сочетанием различных приемов. Но если начнешь перечислять их, то каждый пункт, как только проговариваешь отдельно, предстает нелепицей. «Мысль изреченная есть ложь», но показанная со сцены — превращается в параллельные миры. Вот, предположим, появляются тени умерших. То есть актер, герой которого только что умер, снова стоит с живыми, ходит, реагирует. Что за ерунда? — скажете вы. Но это только потому, что невозможно адекватно передать словами происходящее на сцене. Ну, как опишешь, допустим, любовную связь звука и света? Никак. Это можно только испытать здесь и сейчас; прожить, но не вынести, не пересказать. В общем, всё приобретает особый смысл — определенное освещение, музыка и шум, «подыгрывающие» декорации, костюмы и игра актеров: интонация, мимика, жест.

Пермский театр привез в Москву на этот раз два спектакля: для фестиваля — «Головлевы» по Салтыкову-Щедрину и просто для гастрольного показа (на сцене театра «Модерн») — «Женитьбу» Гоголя с великолепной Ириной Моляновой в роли Агафьи Тихоновны.

Я уже писал раньше, что в этой труппе есть актеры, не восхищаться которыми невозможно. Вы только бросите один взгляд на них — и всё: дальше смотрите, не отрываясь. Честное слово, не вру, как сказали бы дети. Или, чтобы выдать пафос за субъективное восприятие, «видели б вы моими глазами», как говорил персидский поэт-мистик Руми. Вот они, эти имена: Мария Новиченко, Марина Шилова, уже упомянутая Ирина Молянова, Сергей Мельников, Василий Скиданов. Однако открытием нынешних гастролей «У Моста» для меня стал актер Андрей Воробьев. В обеих постановках главные роли, и такие разные: Подколесин в «Женитьбе» и — очень интересная работа — Иудушка в «Головлевых». В классических пьесах в любой новой постановке все роли будут иметь свой шлейф предысторий. Вольно или невольно сопоставляешь нынешних исполнителей с предыдущими. За спиной Иудушки-Воробьева всё равно предполагаешь (хотя бы для сравнения) и Владимира Кенигсона в Малом театре, и Иннокентия Смоктуновского во МХАТе. (Евгения Миронова в театре Наций в этом образе, к сожалению и к стыду своему, я не видел ни в записи, ни живьем). Если у Кенигсона этот персонаж гадкий, гнусный, отвратительный и возбуждает ярую злость, а у Смоктуновского он — с уменьшительным суффиксом — гаденький, скверненький, вызывающий отвращение и омерзение, то Воробьев своего героя, можно сказать, взял под защиту. Актер предстал адвокатом своего героя, «очеловечил» Иудушку, приписав ему вполне обычные человеческие грехи — жадность, жалкость и в чем-то даже немного симпатичную нескладность и неустроенность. К финалу спектакля ловишь себя на том, что, если и не сочувствуешь ему, то точно жалеешь.

Режиссер дотошен в создании соответствующей атмосферы

Две другие актерские работы, привлекающие внимание — Арина Петровна в исполнении Шиловой и Аннинька в исполнении Новиченко. Тут тоже не обойдется без параллелей. Хотя Вера Николаевна Пашенная и не играла Головлеву, я не могу не вспоминать о ней каждый раз, когда говорю об актрисе Марине Шиловой. Та же фактура, та же манера игры, тот же, возьму на себя смелость произнести, внутренний стержень. В сценах, где играет Пашенная, всегда ощущаешь, будто она протягивает невидимые нити к партнерам и как бы руководит всем процессом. Примерно такое же чувство возникает и от игры пермской актрисы.

А наблюдая игру Марии Новиченко в роли Анниньки, конечно, вспоминаешь Наталью Вилькину в этом же образе: такая же яркая и неповторимая. Но то, что я говорю о параллелях, не означает, что одна повторяет другую.

В постановке также заняты актеры Владимир Митин, Ильназ Яруллин, Владимир Ильин, Александр Шаманов, Иван Лопатин и другие.

В любом спектакле Сергея Федотова, и «Головлевы» не исключение, значительное место занимает сценография. Режиссер дотошен в создании соответствующей атмосферы. Важна каждая мелочь, будь то предмет мебели или деталь одежды, говор или походка актера, новизна или потертость вещи и так далее. Даже если всё это активно не участвует в действии, оно играет фоном. Действительность становится настолько насыщенной и плотной, что вдруг разрывается, словно почка на ветке, обнаруживая новые, параллельные реальности. Вероятно, так и возникает знаменитое магическое пространство федотовских постановок.

Отыграв свой спектакль, театр «У Моста», не дожидаясь завершения этого фестиваля, улетел на очередной — Samgau в городе Нур-Султан в Казахстане.

А Второй летний фестиваль губернских театров продолжится до конца недели и в воскресенье нам объявят о результатах на церемонии закрытия со сцены Московского Губернского театра.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

Мадемуазель Нитуш

Фазир Муалим

​Возвращение Федры

Фазир Муалим

​Театр эпохи авангарда

Фазир Муалим

​Вальпургиева ночь