18+
01.02.2023 Тексты

​Гордыня и великое одиночество

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: Кадр из к/ф «Раневская»

О ключевой интриге в сериалах «Комплекс бога» и «Раневская» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

В начале февраля киноплатформа KION порадует зрителей этими двумя совершенно разными по жанру, но при это одинаково захватывающими премьерами. Первый проект — психологический детектив от режиссера Флюзы Фаршхатовой, второй, разумеется, байопик, снятый Дмитрием Петруней.

«Комплекс бога» стартует в ближайшую пятницу, 3 февраля. Первая же серия способна стремительно взять зрителя, что называется, в оборот. Сначала мы знакомимся с двумя экс-супругами — гениальным пианистом Константином Зобниным (Шамиль Хаматов) и его бывшей женой Леной (Ольга Лерман). Они вполне счастливы порознь, однако нет-нет да и вспыхивающее влечение, в котором чувствуется изрядная доля патологии, заставляет их устроить, например, совместный ужин в ресторане с участием давних друзей. В один из таких вечеров внезапно пропадает их совместная дочь, восьмилетняя Соня (Таисия Котова). И пока переполошенные бывшие ищут ребенка, мы входим в мир совершенно иной, на первый взгляд, пары.

Постер к к/ф «Комплекс бога»


Талантливый психиатры Алексей (Кирилл Кяро) и его жена Ольга (Ирина Леонова) вместе давно, когда-то прошли многие испытания, в частности — тяжелую болезнь Ольги. То, что они работают в одной сфере, не делает их конкурентами, напротив, сближает. А сын и дочь дарят не просто счастье родительства, а в какой-то степени и смысл жизни.

Однажды на прием к Алексею приходит состоятельный бизнесмен Владимир Нестеров (Даниил Страхов). Олигарх является, как небожитель: инкогнито, говорит загадками, намекая, что ему не помешала бы помощь специалиста, которому можно полностью доверять. Но полного контакта не случается — Нестеров стремительно покидает кабинет с таким выражением лица, что зритель поневоле начинает подозревать его в похищении Сони Зобниной. То есть нам предлагается история в духе лучших детективов Джеймса Чейза, когда, узнав, кто преступник, мы продолжаем с интересом следить за развитием сюжета, выстраиваем версии, «как именно поймают злодея». Но вот только является ли Владимир таковым? Да, у него проблемы в сочетании с неоправданной уверенностью, что он в силах справиться с ними самостоятельно, однако способен лишить жизни ребенка?

Даниил Страхов тонко играет явно нездорового человека, вызывая то отвращение, то ужас, то сочувствие. С Кириллом Кяро они в хорошем тандеме, есть сонастроенность и стремление показать, как персонажи проявляются друг через друга. Психологизм картины не исключает забавных моментов. Так, героиня Ирины Леоновой жалуется мужу на подписчиков в сети: «Они у меня в комментариях спрашивают, а знаю ли я что-то про детей, а мать ли я сама» (напомню, в жизни у актрисы четыре сына и три дочери).
Шероховатости тоже есть: иногда нарушается принцип «Кино не рассказывает, а показывает», порой удивляет нереалистичность ситуаций. Но в целом это не снижает интереса к истории, в основе которой — месседж: «Мы все не идеальны, и иногда мечтаем о чем-то запретном, важно лишь не переступить последнюю черту».

Постер к к/ф «Раневская»


Идея сериала «Раневская», по словам продюсера, директора онлайн-кинотеатра KION Игоря Мишина, вынашивалась почти 10 лет. В итоге кино получилось яркое, увлекательное, при этом сделано с уважением к великой актрисе и эпохам, в которые она творила. На премьере проекта, состоявшейся в Театре имени Моссовета, зрителям были показаны первый и восьмой эпизоды, так что на экране сначала представала совсем юная восторженная Фанни Фельдман, а потом — степенная и непревзойденная в харизме Фаина Георгиевна. Оба образа талантливо воплотила Мариэтта Цигаль-Полищук, схожая со своей героиней особым обаянием. Убедиться в этом можно будет ровно через неделю, 8 февраля.

«Раневская» — это не только история жизни легендарной артистки, а еще и отчасти киновоплощение мифов о ней. Это логично, учитывая, что уже вряд ли кто скажет точно, какая мини-история об актрисе — анекдот, а какая — быль. Одно, безусловно, правдиво: гений сцены была безмерно одинока, но не драматизировала этого, потому что еще в юности сделала выбор — что бы ни случилось, до конца служить Искусству.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Боль женщины, печаль императрицы

Жаннат Идрисова

​Давайте поговорим

Жаннат Идрисова

​Виктор Пелевин. Человек c моделью Бога

Жаннат Идрисова

Аутсайдер с взрывающимся сердцем