Новости недели. 21–27 января 2023 года
- Сразу несколько выставок в обеих столицах посвятили религиозному искусству. Так, в Москве Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открыл экспозицию «Страсти Христовы». Она посвящена изображению последних дней земной жизни Христа в иконах, живописи, скульптуре, книжной графике обширного периода — с XIV и до начала XX века. Там можно увидеть образ «Целование Иуды» и картину русского художника Михаила Нестерова «Страстная седмица» — всего сто экспонатов, часть из которых показана впервые. Куратор выставки, главный хранитель музея Оксана Смирнова пояснила, что это собрание посвящено не страданиям и не смерти, а победе над ней. Экспозиция соблюдает хронологический порядок событий страстного цикла и заключительный памятник — это пустой гроб и восседающий на нем огненноликий ангел. А в Санкт-Петербурге, в Государственном музее истории религии открылась выставка «Советские иконы» про религиозные артефакты коммунистической эпохи. Это около 80 работ, собранных специалистами Российского государственного гуманитарного университета в ходе экспедиций (прежде всего в Нижегородской области) и представленных в своем, скажем так, «первозданном» виде со всеми несовершенствами. Как рассказал журналистам профессор РГГУ, владелец коллекции и один из создателей экспозиции Дмитрий Антонов, это первая крупная выставка советской иконы, которая полностью сфокусирована на таком материале. Многие экспонаты были созданы в начале XX века, многие — в середине. Не только сама икона, но и даже ее повреждения – «большой интереснейший текст», пояснил исследователь. Собрание, включающее также инструменты и «сырье», с которыми работали образовники, повествует о тех людях, которые поддерживали религиозные традиции в советское время. Например, сельские мастера-кустари создавали иконы тайно, в условиях дефицита и гонений, трансформируя дореволюционные ремесленные практики и изобретая новые. Образы святых писали на картоне, в ход шла фольга, вынесенная с заводов. Фотографы тайно тиражировали религиозные изображения — от старинных икон до картин на религиозные сюжеты Виктора Васнецова и Михаила Нестерова. Нелегальные распространители перевозили фотографические иконки. Биография каждого такого экспоната уникальна. Выставка даст старт целому проекту: в планах презентация книги, показ документальных фильмов, социальная работа по спасению и реставрации реликвий. Ведь они бесследно исчезают, часто от них избавляются за ненадобностью, сжигая как мусор, не осознавая их исторической, культурологической ценности. Наконец, можно успеть посетить и Третьяковскую галерею — выставку, посвященную Игорю Грабарю. Там в одном из залов этот живописец раскрывается и как реставратор. И снова ирония эпохи: как поясняется в описании, в середине 1920-х годов возникла идея открыть всему миру красоту древнерусского искусства, показав достижения СССР в изучении и реставрации отечественной иконописи. Грабарь с коллегами задумал эффектную экспозицию для Европы и США, которая сопровождалась бы продажей научного каталога, чтением лекций и прочими просветительскими мероприятиями. В 1928 году, однако, в связи с необходимостью ликвидации валютного дефицита в государственном бюджете, концепция выставки изменилась: теперь одной из ее задач стала подготовка западного рынка к распродажам иконных фондов страны. Для тех шедевров иконописи, которые не могли быть вывезены для демонстрации за рубежом, создавались почти неотличимые от подлинников копии.
- Гарри Поттер, до свидания? Начиная с февраля в нескольких российских онлайн-кинотеатрах больше не будут доступны фильмы о Гарри Поттере и его киновселенной, включая ленту «Фантастические твари», потому что к этому времени закончится срок лицензионных прав. Тем более что многие западные компании в рамках санкционного противостояния в принципе прекратили лицензировать контент для российской аудитории. Впрочем, Гарри Поттер помахал ручкой еще весной прошлого года, в апреле, когда в электронных каталогах нескольких книжных сервисов стала недоступной серия произведений об этом волшебном мальчике. Тогда снятие с продаж тоже объяснялось решением правообладателя.
- Гугл подцепил грибок. Шествие по экранам уже упомянутого сериала «Одни из нас» (The Last of Us) продолжается, причем отзывы пока в основном положительные. Сразу после выхода первой серии это шоу получило на IMDb рекордную среди всех киноадаптаций компьютерных игр оценку в 9,6 балла (сейчас там указана оценка 9,3). К продвижению сериала оригинальным способом подключился и поисковик Google: он внедрил «пасхалку», которая практически сразу перестала быть секретом для многих пользователей. Надо в строке поиска вбить одну из версий названия этого телешоу, и тогда выскочит дополнительная кнопка в виде мухомора. Чем больше на нее нажимать, тем активнее будет расползаться по странице грибковая зомби-зараза в виде щупалец кордицепса. Это и есть (условно) «главный герой» всего действа — реально существующий гриб, портящий жизнь насекомым, а также, по версии создателей игры и сериала, угрожающий всем людям.