18+
27.09.2016 Тексты / Статьи

Бумфест-2016: погружение в артхаус

Текст: Василий Владимирский

Фотографии предоставлены фестивалем «Бумфест»

Литературный критик Василий Владимирский рассказывает об особенностях юбилейного «Бумфеста».

Десятый юбилейный фестиваль рисованных историй «Бумфест» стартовал в Санкт-Петербурге 15 сентября 2016 года и, согласно официальной программе, продлится до 9 октября. Однако основное действо, включающее мини-ярмарку, мастер-классы художников, выставку графических работ и многочисленные встречи с авторами комиксов из России, Франции, Канады, США, Германии, Бельгии, Швейцарии, Сербии, Норвегии и Италии, прошло с 23 по 25 сентября в самом центре города, на набережной Фонтанки, на территории Музея-усадьбы Г.Р. Державина.

«Бумфест» появился задолго до того, как многолюдные конвенты поклонников комиксов и графических романов стали в России мэйнстримом. Но и сейчас, когда ситуация в отрасли в корне изменилась, фестиваль, как принято выражаться, сохраняет собственное лицо. Авторские комиксы, которым отдают предпочтение организаторы «Бумфеста», тяготеют больше к наивному искусству, к тому, что делали художники-митьки или к тому что делает сейчас Вася Ложкин, к артхаусу, чем к поп-культуре. Для участников фестиваля комиксы — прежде всего способ самовыражения.

Например, художник Удобный Даня, автор сборника «Сомной», честно признается, что придумывать героев, которые не являются альтер-эго автора, ему мучительно сложно. Свой личный опыт активно использует и Оля Лаврентьева, профессиональный дизайнер, состоящий в Союзе художников Санкт-Петербурга. В ее активе — альбом зарисовок с суда над нацболами из движения «Другая Россия» и комикс о двенадцати непризнанных государствах, одно из которых художница сама придумала в детстве. На нынешнем «Бумфесте» Лаврентьева представила книгу «ШУВ» (все буквы заглавные), также основанную на детских воспоминаниях. На страницах комикса история страны, пропущенная через восприятие ребенка, выросшего в 1990-х, превращается, по словам автора, в «готический детектив».

Фотографии предоставлены фестивалем «Бумфест»
1 3

Даже для американца Ричарда Макгуайра, звезды первой величины, рок-музыканта, мультипликатора и иллюстратора «Нью-Йоркера», комикс прежде всего повод испытать новые повествовательные приемы и изобразительные техники. В книге «Здесь» он рассказывает историю одной-единственной комнаты, одной географической локации от начала времен до конца света — и это, разумеется, комната его дома.

К сожалению, на вопрос: «Зачем? Почему ты сделал так, а не иначе?» русскоязычные создатели авторских комиксов часто не могут ответить ничего, кроме «По приколу». Олег Тищенков, сотрудник студии Артемия Лебедева, единственный русскоязычный комиксист, чьи рисунки побывали на Международной Космической Станции «Мир», представил цикл работ, в которых текст заменен баркодом: чтобы прочитать реплику, надо воспользоваться специальным приложением для смартфона. Ход свежий, остроумный, но в чем смысл-то?..

Лучше всего об атмосфере, царящей на фестивале, высказался Филипп Жирар, канадский франкоязычный художник, автор комикса «Овраги», написанного после первого визита на «Бумфест» десять лет назад. По его мнению, активнее всего комикс-сообщество развивается не там, где постоянно переиздаются истории о Бэтмене, Супермене и Человеке-Пауке, а там, где регулярно выходят фэнзины, работает много молодых независимых художников, готовых экспериментировать и рисковать. Сам Филипп Жирар принципиально не повторяется и в каждой новой книге обращается к новому жанру и изобразительному стилю.

Фотографии предоставлены фестивалем «Бумфест»
1 3

Но мощнее всего, конечно, искрит там, где артхаус пересекается с поп-культурой, как в графическом романе великого француза Мёбиуса (Жана Жиро) «Герметический гараж». На юбилейном «Бумфесте» было представлено второе издание этой книги на русском языке. В одной из своих самых известных работ Жиро, знакомый отечественным зрителям по полнометражному мультфильму «Властелины времени», устраивает настоящий постмодернистский карнавал. Джерри Корнелиус Майкла Муркока и учение кастанедовского Дона Хуана, психоделика, эзотерика и Микки Маус, заспиртованный в банке, лица американских супергероев в толпе... Несколько месяцев назад у нас уже выходил классический черно-белый вариант этого графического романа — теперь настала очередь второго варианта, раскрашенного командой колористов специально для американского издания.

Активная часть программы «Бумфеста» завершится четвертой конференцией «Наука о комиксах», которая пройдет в Санкт-Петербургской Библиотеке книжной графики и комиксов с 1 по 2 октября. И это тоже по-своему симптоматично. Сложно представить научные доклады о феномене комикса на огромном шумном фестивале с косплеем и селебритиз. А в рамках эстетского «Бумфеста» — запросто. Здесь решаются другие задачи, царит иная, не побоюсь этого слова, эстетика. Ну что ж: пусть расцветают сто цветов, как говорил Председатель Мао накануне культурной революции.

Другие материалы автора

Василий Владимирский

​10 лучших фантастических книг

Василий Владимирский

​Наука о комиксах: опыт рефлексии