Новости недели. 9 — 15 мая 2020
- Режим изоляции, похоже, стал для авторов шансом заявить о себе большой читательской аудитории. Например, как сообщили в «ЛитРес», впервые топ-продаж возглавила (и не просто возглавила, а удержала лидерство) книга независимого автора из категории «самиздат». Речь идёт о психотерапевтическом нон-фикшне про саморазвитие личности с провокационным названием «Расширить сознание легально». Эта книга Владислава Гайдукевича обошла и Джен Синсеро с восточной мудростью «НИ СЫ», и Джорджа Оруэлла с антиутопией «1984», и Гузель Яхину с романом «Зулейха открывает глаза». Сейчас на сайте у «Расширения сознания», насчитывающего всего около 30 страниц, почти тысяча отзывов. «Не у каждого всемирно известного автора есть такое количество откликов от аудитории», — пояснил гендиректор «ЛитРеса» Сергей Анурьев. В целом за полтора месяца изоляции — с 24 марта по 8 мая — продажи в категории «самиздат» выросли на 88% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Также зафиксирован приток новых независимых авторов — рост в полтора раза по сравнению с прошлым годом.
- Споры о том, где и как лучше всего заявлять о себе, разгораются с новой силой. В Facebook (21 марта Instagram 2022 года признан в РФ экстремистской организацией) развернулась дискуссия по поводу вопроса: «Нужно ли реорганизовывать толстые журналы?» Поэт, критик, переводчик, один из организаторов Telegram-канала «Метажурнал» Евгений Никитин пишет: «Журналы играют в давно устаревшую игру, которую невозможно воспринимать всерьёз. Они сегодня поддерживают иллюзию, что для текста нужна легитимация в форме публикации в журнале. Это было верно тогда, когда журнал мог донести текст до широкой публики, теперь же это просто фетиш, подкрепляющий пустую надежду авторов на значимость». Текст уже и так может существовать в информационном пространстве, например, в тех же соцсетях автора. Как считает Никитин, будущее за журналами, которые смогут изменить фокус своей деятельности — «сфокусироваться не на публикаторстве, а на анализе». «Нарисуем утопию, журнал будущего. Каждая публикация в таком журнале должна сопровождаться текстом публикатора, а лучше нескольких публикаторов, смотрящих на него с разных сторон. Это могут быть не только критические высказывания или литературоведческие комментарии, но и социология, философия. Эти тексты, возможно, нужно заказывать целенаправленно», — пояснил он. Звучит заманчиво. Но поэт, критик, один из редакторов альманаха «Артикуляция» Анна Голубкова расставляет акценты иначе: «Журнал — это не механизм продвижения, а площадка для публикации/высказывания... Публикация даёт автору возможность поработать не с одним текстом, а с целой подборкой. А это совершенно разные типы работы... Появление такой публикации — это информационный повод... Хоть я это и не одобряю, но пока что никто не отменял символического значения публикации, то есть прибавления символического капитала». Дискуссия не завершена.
- Эксперименты с форматами продолжаются. Новшество пандемической эпохи — Instagram-мюзикл (21 марта Instagram 2022 года признан в РФ экстремистской организацией). О создании такого проекта объявил двукратный лауреат премии «Золотая Маска» режиссёр Алексей Франдетти — речь идёт о мюзикле «Мой длинноногий деда» по книге писательницы Джин Вэбстер «Длинноногий дядюшка». До этого мюзикл ставили в Лондоне, Нью-Йорке, Токио. На русском языке он прозвучит впервые, и впервые будет опробован Instagram-формат (21 марта Instagram 2022 года признан в РФ экстремистской организацией): в соцсети будут выкладывать музыкальные номера, сцены спектакля, а также сториз и посты двух главных персонажей, предполагается публикация закулисных моментов и неудачных дублей.
- И снова подделка, спровоцированная изоляцией. Как уточнила социальный антрополог Александра Архипова — это «положительный „фейк“». Имитация песни Высоцкого на актуальную — коронавирусную — тему: о том, как народ уже три недели озадачен, ведь чтобы выгулять собачку нужен пропуск. Тут и гречка, и тоска по работе, а ещё больше — по зарплате. «Будем дома веселиться, раз нельзя нам за границу. Нам бы главное — не спиться», — поётся в песне. Шутка или пародия? Но вдруг кто-то в эпоху постправды поверит в её истинность, как и раньше в подделанное стихотворение Пушкина?