18+
28.02.2020 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 22–28 февраля 2020

  • Российский рынок кинопроката стал самым крупным в Европе. В прошлом году в РФ было продано более 219 млн билетов в кинотеатры, это самый высокий показатель (если не брать США и азиатские страны), сообщила во вторник Европейская аудиовизуальная обсерватория. Хотя в среднем россияне посещают кинотеатры реже, чем, например, французы и англичане. В пересчете на численность населения получается, что в России в прошлом году каждый житель купил по одному билету, некоторые — по два. А во Франции и Великобритании, которые входят в тройку лидеров, один человек приобрел примерно по три билета — более 213 млн и 176 млн соответственно. Но, конечно, это усреднённые показатели, и многое зависит от конкретного региона и даже города.
  • Жюри Международной Букеровской премии объявило в четверг свой лонг-лист. В него вошло 13 книг, переведённых на английский язык и изданных в Великобритании или Ирландии. В списке претендентов, в частности, Мишель Уэльбек с «Серотонином». Шорт-лист премии объявят в начале апреля, победителя — в мае. Денежный приз — 50 тыс. фунтов (65 тыс. долл.) — разделят между собой писатель и переводчик.
  • Марк Липовецкий (профессор факультета славянских языков в Колумбийском университете) опубликовал на Colta.ru подробное послесловие о премии «СуперНОС» и прошедших в начале февраля в Нью-Йорке дебатах, в ходе которых выбирали лучшую книгу десятилетия между «Метелью» Владимира Сорокина и «Памяти Памяти» Марии Степановой (победил первый вариант). «В сущности, лирический романс Степановой и ретрофутуристический эпос Сорокина — не оппозиция, а две стороны одной медали. Одного исторического сознания. Стратегия, предлагаемая Степановой, — это ответ на историзм, гротескно артикулированный Сорокиным», — пишет Липовецкий. Но ещё важнее, чем сделанный выбор, сама процедура дебатов — всё ещё инновационная, экзотическая, даже провокационная в условиях, названных ранее Сергеем Чуприниным «дефектурой». В условиях, когда не хватает не только литературных дискуссий. «„НОС“ сам сопоставим с литературным произведением: его форма оказалась важнее содержания. Структура определила смысл», — считает Липовецкий.
  • В эту пятницу в Ясной Поляне стартует цикл лекций «Весна просвещения», созданный совместно с премией «Просветитель». Открывает цикл писатель и популяризатор науки Тим Скоренко с лекцией «Гаджеты шарлатанов». «Это обзор шарлатанских приборов всех видов и типов, — рассказал он в преддверии выступления. — Иридодиагностика и электропунктура, регистрация ауры и эниомодуляторы, структуризаторы пространства и корректоры функционального состояния, радионики и ноокулоны — какой только чуши не придумают мошенники, чтобы заработать». Классификация псевдоприборов — «от корректоров ауры до кремлевских таблеток» — будет сопровождаться объяснениями того, как отличить настоящее работающее устройство от «коробочки с лампочкой», в магический эффект которой остаётся только верить.
  • На этой неделе в Москве прошел Фестиваль будущего театра, насчитывающий более 60 постановок, лекций, мастер-классов. В программе были мультимедийные выставки и инсталляции, иммерсивные шоу, читки пьес. Фестиваль проходил на самых разных площадках — от Шереметьево и Красного Октября до МХАТа им. М. Горького. Основная тема — взаимодействие театра и новых технологий. Цифровые аватары, преодолевшие «порог смерти», голографические копии спектаклей, VR-очки, создающие эффект полного присутствия, — где во всём этом найти своё место театру, что взять на вооружение, чтобы выжить в цифровую эпоху? Или, наоборот, нужно оставаться утопическим оазисом прошлого, «аналоговым» искусством вопреки цифровым революциям? Параллельно с такими поисками разворачивается другая дискуссия — возможна ли в принципе реконструкция театральных постановок прошлого? Или это будет калька, далёкая от оригинала, мумия, вызывающая смешанные чувства — от восхищения и оторопи в первые минуты до скуки ближе к концу? Поводом стала премьера во МХАТе им. М. Горького — реконструированная версия чеховских «Трёх сестёр» Владимира Немировича-Данченко, приуроченная к 80-летию постановки. Зрители, как сообщают свидетели, восприняли премьеру с энтузиазмом. Но не все, некоторые критики не вдохновились.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок

Анастасия Башкатова

​Новости недели.15–21 февраля 2020