10.01.2023 Кратко

Новости науки. Начало января 2023

• Путешествия влияют на здоровье. Правда, мнения ученых о том, как именно — позитивно или негативно, — разошлись. В начале января исследователи из Университетского колледжа Лондона сообщили, что те жители, которые регулярно уезжают на расстояние более 30 километров от дома, чаще говорят о своем хорошем самочувствии и психическом состоянии. Как передает Naked Science, авторы проанализировали ситуацию на севере Англии, где у людей в среднем по стране более низкие показатели здоровья и менее развитая транспортная инфраструктура. Там был проведен онлайн-опрос среди примерно 3 тыс. респондентов. И выяснилось, что домоседство угнетает людей, особенно тех, кто старше 55 лет. Для них недоступность поездок означает одиночество, социальное изгойство, невозможность встретиться с переехавшими родственниками. Так что исследователи призвали развивать транспортную сеть. Хотя, что примечательно, в доковидную еще эпоху (в 2015 году) специалисты из британского университета Суррея и Лундского университета в Швеции сделали иные выводы: людям, которые активно разъезжают по стране и миру, приписывают более высокий социальный статус, но в долгосрочной перспективе такой образ жизни приводит к проблемам. По оценкам этих исследователей, частые перелеты и длинные расстояния становятся причинами джетлагов (а значит, и недосыпов), переутомления, тромбозов, радиационного облучения и опять-таки чувства одиночества и оторванности от семьи и друзей. Все это — стресс, расходы на переезды и лечение, отсутствие полноценного общения с близкими — ухудшает качество жизни. Не говоря уже о последствиях частых путешествий для окружающей среды. Как тогда предположили исследователи, немалая ответственность за стимулирование людей к чрезмерно активному образу жизни лежит на авиакомпаниях и туристических агентствах. Что ж, во всем нужна мера: и в домоседстве, и в путешествиях. Тем более что теперь баланс приходится искать с учетом еще и ковидных волн.
  • У неандертальцев выявили, образно выражаясь, «Синдром Питера Пена». И это говорит об их большей интеллектуальной развитости, чем принято считать, сообщает Naked Science. Такой вывод можно сделать из исследования, проведенного специалистами из Австралии, США, Италии и Великобритании. Мозг человека в отличие от других приматов сохраняет «детскую», гибкую структуру, что позволяет ему практически в любом возрасте познавать мир и формировать новые навыки. Это возможно благодаря тесной взаимосвязи между теменной и лобной долями — первая отвечает за интеграцию сенсорной информации, вторая за осознанные движения и абстрактное мышление. Ученые выяснили, что среди человекообразных обезьян мозг шимпанзе гораздо больше похож на человеческий, но до тех пор пока они не достигнут подросткового возраста. После этого у шимпанзе связь двух долей быстро снижается, а у людей, наоборот, сохраняется. Однако, если смотреть в глубь веков, это оказалось не уникальным явлением. Изучив трехмерную структуру мозга у ископаемых и современных приматов разных возрастов, группа исследователей пришла к выводу, что такая же степень интеграции долей есть и в мозгу неандертальцев, которые вовсе не были «глупыми».
  • Зеленый цвет/свет притупляет боль. Были сообщения даже о том, что особенно эффективно он работает при таких заболеваниях, как артрит, мигрень, фибромиалгия, передает Газета.ру. Но в чем же секрет? Чтобы ответить на этот вопрос, группа исследователей из Университета Фудань проследила нейронную активность от глаз до мозга у мышей. Выяснилось, что зеленый стимулирует передачу сигналов гамма-аминомасляной кислоты, снижающей активность в том числе тех нейронов, которые связаны с чувством страха. И уже это, в свою очередь, запускает процессы, приводящие к притуплению боли. Следующий вопрос, которые поставили перед собой ученые: почему в принципе мозг эволюционировал таким образом, что именно зеленый цвет/свет облегчает страдания? Впрочем, физиологические процессы, медицинские веяния, культурные тенденции и мода могут сильно между собой не совпадать в разные эпохи. Если сейчас зеленый нам кажется исцеляющим и напоминает о красоте природы, то, например, в прошлые века он мог стать причиной реальных физических страданий и смерти — из-за токсичных красителей, которые применялись не только для картин, но и для одежды, обоев, игрушек, посуды, обложек книг. Так, в Европе XIX века была популярна краска под названием «швейнфуртская зелень» или еще «парижская зелень»: ее получали из медной стружки, растворенной в мышьяке. При высокой влажности воздуха яд начинал испаряться, что делало все окрашенные предметы чрезвычайно опасными для жизни. «По-видимому, это и произошло на острове Святой Елены. Вот почему в волосах и под ногтями Наполеона был обнаружен мышьяк, — пишет исследователь Мишель Пастуро в книге „Зеленый. История цвета“ (НЛО, 2018). — Если он действительно был отравлен, к этому не причастны ни его охранники-англичане, ни кто-то из его врагов или близкого окружения: всему виной испарения мышьяка, выделявшегося из ковров, драпировок, обивки мебели и картин. Его убийцы — швейнфуртская зелень и влажный климат Святой Елены».