Время первых – эпоха лучших
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшем в прокат героико-патриотическом фильме режиссера Дмитрия Киселева.
По моим наблюдениям и по отзывам в Сети, на «Время первых» не идут толпами. Например, сеанс, на котором я была, проходил в полупустом зале. Но многие из тех, кто посмотрел картину (здесь ориентируюсь на рассказы друзей, коллег и, опять же, отклики в Сети), дома принимались читать о событии, легшем в основу фильма. Видимо, история кажется настолько фантастической, что люди хотят удостовериться и ответить на свой вопрос: Это действительно было?
Да, это было. Март 1965 года. Первый полет космонавтов Алексея Леонова и Павла Беляева к звездам на корабле «Восход-2». Леонов тогда впервые в истории человечества вышел из корабля в открытое космическое пространство и осуществил видеосъемку. И если бы все сложилось так, что подготовились, стартовали, вышли на орбиту, выполнили задачи, благополучно приземлились, получили звания-ордена и любовь народа, то все было бы замечательно, но фильм вряд ли бы получился. Как говорится, что снимать? Ни конфликта, ни противоречий, ни серьезных испытаний.
Однако жизнь продиктовала иной сценарий. Она подготовила первопроходцам и в полете, и при посадке корабля, и после приземления такое количество ситуаций, в которых проявился их характер и находчивость, что фактура для кинематографистов подобралась в прямом смысле слова фантастическая. То, что скафандр Алексея Леонова (в фильме его играет Евгений Миронов) в условиях открытого космоса деформировался, раздулся так, что космонавт не мог какое-то время пролезть в люк и вернуться на корабль, для многих не новость. Как и то, что Леонов самостоятельно, без консультации с Центром управления полетами нашел выход: уменьшил скафандр, стравив из него излишнее давление. Но вот о моменте, когда в корабле из-за разгерметизации опасно повысился уровень кислорода, о необходимости для Павла Беляева (в фильме – Константин Хабенский) совершать посадку на ручном управлении знают, пожалуй, только те, кто всерьез интересуется историей космонавтики. Да и о двух сутках, проведенных после приземления в зимней тайге, тоже не всем ведомо.
Почему сплошные форс-мажоры, как кричит в заснеженном лесу один из героев, «Почему все через жопу-то?» Фильм отвечает на этот вопрос эпизодом, когда легендарный конструктор Сергей Павлович Королев (Владимир Ильин) сообщает коллегам о переносе даты полета – с 1966 на 1965 год и объясняет: решение «сверху» вызвано информацией, что США ускорили работу в этом направлении. В условиях тогдашней холодной войны Советский Союз не мог уступить пальму первенства. Это грозило потерей престижа мировой космической державы. Сокращение срока подготовки не могло сказаться на ее качестве: что-то было упущено, что-то не предусмотрено.
Поэтому главный конфликт фильма – конфликт государства и героев, проходящих через тяжелые испытания. Противостояние это, разумеется, опосредованное, ведь Леонову и Беляеву приходится бороться не с самой системой, а с ее порождениями в виде технических недоработок, несовершенных инструкций и так далее. Они справляются, не теряя самообладания и чувства юмора.
Да, и не меньшего, а порой и большего сопереживания удостаивается и третий главный персонаж фильма – генеральный конструктор. Владимир Ильин при внешнем несходстве со своим героем (Королев был красив, а типаж Ильина можно охарактеризовать как «простоватый») убеждает: на экране – настоящий Генеральный, гений инженерной и конструкторской мысли. Особый акцент сделан на том, что Сергей Павлович – человек с большой буквы, который дорожит людьми, беспокоится об их благополучии (слово «беспокоится» в этом случае не передает всей силы чувств героя). Строка из биографии Королева: он скончался от сердечной недостаточности меньше чем через год после полета «Восхода-2», в январе 1966-го.
Отдельных слов заслуживает фигура командира экипажа, Павла Беляева. Он всегда был несколько в тени своего напарника, но если разобраться, его вклад в успешное завершение операции, выполнение почти всех поставленных задач, ничуть не меньше, чем леоновский, а в чем-то и больше. Его рассказ о военном прошлом – своего рода, откровение о личной драме. Оно дает представление о потенциале Беляева и понимание: этот, так непросто давшийся ему, 40-летнему мужчине, полет – большая удача, главное достижение в жизни.
Если что-то и может не понравиться во «Времени первых», так это нет-нет да и прорывающийся чрезмерный героический пафос. Но даже и этот условный недостаток не портит хорошего впечатления о фильме и не убивает легкую ностальгию по эпохе лучших.