18+
23.03.2017 Тексты / Авторская колонка

​Хипстер Шпенглера

Текст: Александр Чанцев

Фотография: из архива автора

Ведущий обозреватель Rara Avis Александр Чанцев о загадке субкультуры хипстеров.

Хипстеры — самое явное, но при этом неочевидное явление новороссийской моды и отчасти идеологии. Явное — потому что кто их не видел на столичных улицах? Неочевидное — потому что с ними не все далеко понятно.

Начать с того же названия, которое они экспроприировали у битников и протохиппи американских 50-х — 60-х годов прошлого века. Абсолютно ничего общего — а вот надо же, то же прозвище (возможно, из некоторой любви к ретро, но и это бабушка надвое сказала).

Рассмотрим все же формальное определение. Хипстеры — молодые представители среднего класса, работающие на креативных работах, хорошо оплачиваемые, отличающиеся любовью к различным гаджетам, интернет-сервисам и являющиеся последователями определенной моды.

Ясно? Мне — не совсем. И дальше я буду брюзжать, как старик, осуждающий молодых неформалов («в наше время...»). Но мне можно — оправданием тому, что формально принадлежу к тому же классу — и возрастному, и социальному, и даже два айфона в карманах (один — рабочий).

Стоит, кажется, разобрать каждую деталь определения. Молодые — да, 20-40 лет скорее. И старых неформалов и модников вообще не бывает? А ведь бывают — и «старый хип» (настоящие хиппи имеются в виду!) почти устойчивым выражением является, и панки есть, и рокабильщики вполне «возрастные». У нас, кстати, их меньше, но вот стоит поехать на любой европейский музыкальный фестиваль, на выступление культовой группы — или даже в дальнем и «стремном» московском клубе на концерте Пи-Орриджа я помню таких «понаехавших» со всех сторон света экзотов действительно в возрасте...

Про средний класс понятно (в той же западной социологии есть не прижившиеся у нас подопределения — upper middle class и т.д.). На то он и средний. Не бедный — и не роскошествует. Его в России мало, все никак не народится, вроде бы политики и социологи активно готовы выступать повивальными бабками. Но русские, как известно, народ крайностей: или черная икра в Куршевеле, или «Доширак» на съемной где-нибудь в Заподмкадье.

Хипстер ты или тварь дрожащая?!

А вот «креативный» класс и работа — уже принципиальнее. Не творческая прослойка — с той непонятно, какие-то музыканты и художники, это уже — давно «немодно», чай не Советский союз. А именно креативный. И — опять же напомню о своем примерно схожем социальном и возрастном статусе — признаюсь, что даже в модных кафе чувствую себя Шерлоком Холмсом, впервые не нашедшим ключа к разгадке. Где они все работают, эти люди, в любое время недели и суток могущие себя позволить кафе, галерею или шоппинг? Чем они зарабатывают, одетые модно, но без определенных маркеров рабочей принадлежности? И, каюсь, я все же старомоден, ибо — не понимаю их профессий. Они — креативные директора или дизайнеры клубов и кофеен (хорошо, сейчас кофеен в Москве больше уже, чем даже сусечных и самих жителей). Копирайтеры — а чем, кстати, оные отличаются от просто рекламщиков? Они — эйчарщики (ищут потенциальных работников из кафе в тех же соцсетях). Или самая модная профессия последних пары лет — SMM-щики. Перевожу — social media marketing, то есть та же реклама, но в соцсервисах (если бы сам недавно не искал работу, то и не знал бы, каюсь). Я уж не буду позориться и говорить, что настолько устарел, что не очень понимаю — это за особая такая специальность «маркетинг»? Но это уже другая тема, что уведет в области политические даже...

С любовью к гаджетам — понятно, полностью разделяю. Кто откажется от того же последнего Айфона, MacBook Air (с ноутбуком другой фирмы ты пария в гетто, так и знай) или продвинутых наушников? (Зашел давеча в пару салонов мобильной связи прицениться и подержать в руке новый iPhone 7 plus. Нет — нигде. Раскуплен, под заказ только, через пару месяцев, может быть. Да, в России санкции и глубокий экономический кризис, а еще — эту самую Россию, как и во времена Тютчева, до сих пор «умом не понять»).

А вот с любовью к всяческим соцсетям у них, извините, на мой взгляд, некоторый перебор. Бесконечные чек-ины и «луки», без которых не обходится ни один выход в свет (а хипстер, кажется, только и живет в свете — дома, не исключаю, они все переодеваются в старые джинсы и домашние тапочки, ведь люди же) и еда. «Модный лук» — это уже давно мем. Это данность и необходимость. Можно и в зеркале туалета, если не повезло в джентрифицированном Artplay. Можно есть с ножа, сморкаться в салфетку, но селфи-лук залить ты обязан. Хипстер ты или тварь дрожащая?!

(И если совсем занудствовать, то не напоминает ли это переход от живой культуры в вымирающей цивилизации по Шпенглеру? «Симптомы цивилизации: господство и переизбыток техники, вытеснение искусств ремеслами и инженерией, творчества — рациональным конструированием, органичного — искусственным...» * — Балла О. Примечания к ненаписанному. Статьи, эссе. Том I. USA: Franc Tireur, 2010. С. 34. Да, я обещал ворчать.)

И о моде и — половом вопросе. Мнится мне опять же, что хипстеры — в основном мужеского пола. Потому что девушки — они просто модные, это им бывает свойственно, женщинам. А вот подчеркнутая любовь к «продвинутой» одежде у юношей — заметнее, что ли? Недаром лет пять назад все так иронизировали над метросексуалами, этими предшественниками хипстеров, кстати? Зауженные брюки, клетчатая рубашка, жилетка. И — прическа «лесоруба». К выбритым вискам и начесанному-набриолиненному хохлу непременным условием борода. Которая не просто отращивается, но приобретает законченный вид не в парикмахерских даже, но «барбершопах» (одно из лучших названий — а в Москве, что плюс, любят игру слов и даже стеб на вывесках — «Голова с плеч»). И, конечно, очки в мощной оправе. Без очков — напоминающих те, в которых читали нам сказки бабушки и дедушки — хипстеров нет так же, как раньше пионеров без пионерских галстуков. Но риторически — зачем быть неформалом, если шагать в ряд и писать по прописям?

Все хипстеры в этой одежде, как заключенные в униформе! Да, это свойство всех неформальных культур — та одежда, что маркирует к оной принадлежность, своего рода маячок по определению «свой-чужой». Но, простите, у неформалов были отличия — панки банально ходили в майках с Sex Pistols или Ramones, хиппи носили разные фенечки, не от известного бренда, но связанные близким человеком... Были течения внутри течения, зависящие от музыкальных вкусов, геопринадлежности, даже принадлежности к определенной тусовке/банде...

Найдут ли хипстеры себя и смысл?

А вот тут уже, думается, обоснованная моя претензия-инвектива к хипстерскому народу. Абсолютное большинство неформальных движений — от брейк-дансеров до байкеров — вырастало, обуславливалось некоей идеологией, музыкальными или даже литературными (толкинисты-ролевики) вкусами. Хипстеры же — совершенно «не о том». Воззрения их если и поискать с лупой, но они — смесь неокапитализма (зарабатывать хорошо) с soft дауншифтерством (не сидеть от звонка до звонка в офисе, но работать из кафе или, их словечко еще, «коворкинга»). Музыка? Искренне хотел бы узнать и порадоваться новым группам, их открытиям и синклиту, да — оные неведомы. Какой-то постпострок? Те английские группы с названием из одного существительного, что невозможно вспомнить через день? Что-то, что звучит в клубах, диджейский микс из песен опять же давно известных и хитовых? Про литературу молчу — Керуака и Ричарда Баха у них нет, все тот же модный набор из лайфстайл журналов, всю свою издательскую жизнь обучающих быть модным. Кино — да, очевидно, есть, премьерный показ нового Ксавье Долана, почему нет.

Мне кажется, хипстеры существуют в воздухе (был такой неплохой протохипстерский роман «В воздухе» Сергея Болмата). В дуновениях глянцевых страниц. Летним московским полднем, когда духота жабрами впитывает редкие вздохи ветерка. В ветре перемен, поветрий и мифов. Самых новых или ретро-стайл.

«Европейский человек так долго искал, где же под слоем всех обусловленностей скрывается он сам, настоящий, что в конце-концов еще больше себя потерял. Он отказывался от различных частей себя, объявляя их источником власти и несвободы, и в результате его самого стало делаться все меньше и меньше» * — Там же. С. 18-19. .

Меньше становится и общество, приобретая все более сегментированный характер. Найдут ли хипстеры себя и смысл? Возможно, они и не теряли. И собирают-конструируют себя — не конструкторы, но живых людей, да, с помощью модной одежки и вещичек. В любом случае большой удачи им и нам! * — Впервые эссе было опубликовано на сербском языке в журнале Polja. № 503 (январь-февраль 2017).

Другие материалы автора

Александр Чанцев

​Лена Элтанг: «Все проходит, кроме удивления»

Александр Чанцев

​«Собаки, возьмите к себе человека»

Александр Чанцев

​Василий Авченко: Тайное имя селедки

Александр Чанцев

​Письма мертвой сестре