В чем сила, сестра?
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
О мощных девичьих чарах в хорроре «Русалка. Озеро мертвых» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Парням, готовящимся к женитьбе, не стоит целоваться на мальчишнике, — не без иронии думаешь, посмотрев новый фильм Святослава Подгаевского. Ибо случается: позволил себе вольность и, что называется, пропал. Прости, невеста, и прощай. Да, сразу попрошу не делать неверных выводов: на вечеринке герой целовался, конечно, не с друзьями, а с девушкой.
Главный герой Роман Китаев (Ефим Петрунин), на первый взгляд — не только красавец, но и счастливчик. Перспективный спортсмен-пловец, жених очаровательной Марины (Виктория Агалакова), друг надежного Ильи, тоже спортсмена (Никита Еленев), брат сильной и уверенной в себе Ольги (Сесиль Плеже). Потом, правда, выясняется, что у него не все благополучно в семье: мама несколько лет назад скончалась при весьма странных обстоятельствах, а отец на этой почве ударился в эскапизм: бросил детей и уехал в глушь, где проводит время за рисованием картин. Впрочем, чувство отцовства у Китаева-старшего не полностью атрофировалось: незадолго до свадьбы Рома получает от родителя подарок, старый, но еще крепкий дом, который находится за городом. Вокруг идиллия: лес, луга, плюс неподалеку плещется большое озеро; так сказать, хорошему пловцу — хороший водоем.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
К слову, вода в «Русалке» почти одушевлена, ее можно считать одним из действующих героев. Она всюду: быстрой волной перекатывается в бассейне, грязной струей вытекает из крана, кристальной слезой выпадает из глаза Ильи и т.д. Снято красиво (браво оператору Антону Зенковичу) и наводит на мысль о симпатии авторов к последней картине Гильермо дель Торо, оскароносной «Форме воды» — этакий оммаж недавнему творению мастера. В определенный момент в картине появится колдовской артефакт, это женская безделица, хотя куда логичнее было бы наделить магией какую-нибудь скляночку с водой.
Так вот, прощаться с холостяцкой жизнью Рома, по милости не в меру активного друга, вынужден именно в старом доме. Огорчившись из-за неудачной шутки приятелей, он убегает к озеру, на ходу раздевается, красиво прыгает в воду и ныряет, а потом...
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Тут, конечно, стоит подобно Шахерезаде прекратить дозволенные речи, ибо что ни скажи, все будет преждевременным раскрытием кинозагадки. В то же время, само сочетание «Хоррор „Русалка“» — самый мощный спойлер. Память мгновенно подбрасывает основанные на фольклоре лучшие образцы русской литературы на «русалочью» тему (Жуковский, Пушкин, Гоголь приветственно машут нам), практически не оставляя надежды на закрученность сюжета. Можно, конечно, оптимистично ждать чего-то этакого, но все же Подгаевский, автор хорроров «Невеста» и «Пиковая дама. Последний обряд», как раз славится не стремлением к копированию, например, американских жанровых формул, а тягой к родным истокам — сказаниям, легендам, мифам.
Именно эта предсказуемость лишает нас удовольствия испытывать эмоциональное напряжение, по-настоящему бояться, а, значит, и переживать за героев. Надо отдать должное молодым актерам — играют они очень достойно даже в тех моментах, когда нестыковки (например, эпизод, в котором намекается на семейное проклятие) вызывают едва ли не смех. Особенно отмечу Никиту Еленева, до этого весьма заметно проявившего себя в драме Кирилла Серебренникова «Лето». Он здесь разный, пластичный и заметно, что его дарование материалом полностью не востребовано. Именно его герой мог бы создать острые моменты, внести в сюжет новизну, но увы.
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Финал «Русалки» несколько размыт (все же не зря вода в почти каждом кадре), порождает вопросы о неделикатно выброшенных из повествования героях. Но еще он заставляет улыбнуться, потому что фильм, державшийся на своем, исконном материале под занавес все-таки сбивается на заграничный штамп. Впрочем, это позволяет надеяться на появление «Русалки-2», которая, возможно, будет интереснее.