Теория Дарвина
Текст: Артем Артемов
Фотография с сайта kinopoisk.ru
Обозреватель Rara Avis Артем Артемов о новой революции на планете обезьян.
Цезарь, вожак стаи, столкнулся с новой напастью — группу солдат подначивает полубезумный Полковник (Вудди Харрельсон), решивший истребить всех обезьян. Ему ненавистна мысль о том, что некогда дикие животные, пригодные разве что для зоопарка, теперь сознательные существа и готовы дать отпор противнику. Впрочем, единственное, чего хотят обезьяны — чтобы их оставили в покое. Но человеческий род не унимается, бикфордов шнур зажжен, грядет буря, и в результате последнего столкновения Цезарь (Энди Серкис) несет колоссальные потери. Он готов пересечь всю Америку, найти обидчика и покарать его, невзирая на последствия для себя и своей популяции. Смягчает суровый нрав Цезаря маленькая девочка, наивная и доверчивая, найденная в одном из захолустий. Сможет ли главный герой совладать с желанием отомстить, сумеет ли перебороть себя и дать своему племени шанс на выживание в столь диких условиях? Режиссер Мэтт Ривз, будто оракул, отвечает — да, конечно. Но привычного хеппи-энда вы не дождетесь.
С каждым свежим фильмом Цезарь и Ко становятся естественней, CGI-графика не топчется на месте, и в новой ленте задействована на пределе своих возможностей — обезьяны больше не кажутся компьютерной вставкой, они вполне реалистичны — мимика, шерстка, взгляд — на революционном уровне. Сценарий просто превосходный, никакой разрозненности, все продуманно до мелочей. Если возникают вопросы по ходу фильма, то на них будет дан незамедлительный ответ. История, рассказанная Ривзом, гнетущая, однако убийства, предательство, обезьяний концлагерь — то, что необходимо показать ребенку в пределах возрастного ценза, ведь именно на этих «развлекательных картинах» у подрастающего поколения и формируется представление о мире. Дети учатся понимать простые истины.
Ударный момент ленты — Цезарь вот-вот умрет от обезвоживания и ран, его морят голодом за решеткой. И тут появляется маленькая девочка, она спокойно подходит к заточенному зверю, которого знает, и протягивает ему воду. И тогда зритель понимает, что образ ребенка хорошо вписывается в сюжет. Задача девочки — в нужный момент пробудить в смотрящем картину человека, который может плакать и улыбаться одновременно.
Успех триквела был бы немыслим без компании Weta Digital, сумевшей создать эталонные визуальные эффекты. Технология захвата движений продвинулась далеко вперед, и теперь отличить подлинник от компьютерной подделки практически нереально. Энди Серкис, чьи движения тела и лицевых мышц фиксировали десятки видеокамер, чтобы затем преобразовать в трехмерную модель, ответственен за веру в то, что мир обезьян действительно существует. Невероятно реалистичный Цезарь — это и его прямая заслуга. Ривз и сценаристы тщательно проработали сцены сражений и партизанских вылазок, в основном прибегая к натурным съемкам. Каждая такой эпизод, особенно в начале и конце фильма, попросту обескураживают. Рейтинг у картины значится PG-13, довольно щадящий, но по экшну в некоторых местах обходит даже культовую военную драму «Спасти рядового Райана» (Стивен Спилберг, 1999).
Редко кому удается оживить культовую франшизу, но у киностудии 20TH Century Fox получилось переосмыслить оригинал, предложив свою версию развития событий. Более того — продукция Disney в связке с Marvel остается далеко позади. «Планета обезьян» гораздо смотрибельней, сюжетно насыщенней и умней конкурента. Кажется, создатели картины, не желают считаться с тем, что принято называть летним безмозглым блокбастером. Лента несет в себе больше конструктивного, созидательного начала, потому что история живая, какой бы невероятной ни казалась, персонажи — Цезарь и его сородичи — лучшее, что могло произойти со времен «Аватара».
Достоинство Мэтта Ривза как постановщика в умении хорошо передавать образы, взятые как из библейской мифологии, так и из знаменитых сочинений Шекспира. Его героям знакомы чувство долга и ответственности, раздирающие сомнения, слепая ярость, которая может выйти боком.
Ривз — не Ридли Скотт, если брать в расчет картину «Чужой: завет», он не считает своего зрителя за идиота, его «Планета обезьян» — это мастерский, продуманный фильм, умело бьющий в челюсть всем тем, кто говорил, что развлечение не может быть умным.
Исход второй ленты был предсказуем — градус напряжения между ведущими представителями фауны — людьми и обезьянами зашкаливает, грядет война, бессмысленная и беспощадная. Насколько она будет обширной и зрелищной? — вопрос, обращенный к трем лицам — сценаристам Марку Бомбеку, Рику Джаффу и центральной фигуре на съемках — Мэтту Ривзу. Так уж повелось, что триквел всегда встречают со скепсисом, особенно, если две первые ленты удались на славу. А дилогия собрала приличную кассу в прокате, обзаведясь армией поклонников, и была встречена критикой довольно благосклонно. При просмотре «Планеты обезьян: Война» кажется, что Ривз снимал кино по своей отлаженной схеме — тяжелый беспросветный видеоряд окутывает фильм безысходностью, Ривз очень здорово работает с местной фактурой — разложившимися окрестностями, запущенной и обреченной средой. И это понятно, ведь идет борьба за главенство на планете, где один из видов будет уничтожен. Однако Ривз знает меру и хорошо понимает, когда нужно снизить градус. Он умело разряжает обстановку смешными выходками нового персонажа — престарелого шимпанзе Бэд Эп, а как отвлекающий маневр использует маленькую Нову (Амайа Миллер), пережившую личностную драму.
Если у первой киноадаптации романа Пьера Буля был апокалиптический посыл, как и в последующих продолжениях, то здесь, в нынешней интерпретации событий, не все так однозначно. Люди сами избрали путь деградации, их действительность сотрясают распри между группировками, милитаризированный мир слепо выжигает все живое, невзирая на потери, идет к верной гибели. Животный инстинкт замещает рациональность, выдавливает критическое мышление, и к финалу человечество больше походит на дикое первобытное племя, перечеркивающее любые намеки на будущее. Представители отряда приматов же получили лучшее, что случайно дала им захлебывающаяся цивилизация — ясное мышление, чувство достоинства и непреклонность. И неудивительно, что одних погребет лавина, а других ждет новый Эдем, где можно начать все с чистого листа. Жертва, принесенная Цезарем, сделает его чуть ли не мессией среди обезьян. История циклична, да и дарвиновскую теорию никто не отменял. Обезьяны теперь хозяева этой планеты. Таков вердикт Мэтта Ривза. Потому что, видимо, Homo Sapiens ему порядком осточертели.