18+
17.04.2017 Тексты / Статьи

​От Луны до другой галактики

Текст: Яна Агафонова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Яна Агафонова составила список самых интересных фантастических фильмов о покорении космоса.

Космические просторы всегда притягивали своей загадочностью писателей, а впоследствии и режиссеров. На сегодняшний день научная фантастика об освоении Вселенной одно из самых популярных направлений в кинематографе.

Скрывают ли глубины Вселенной угрозу или более развитых «старших братьев»? Является ли человечество гостем своей планеты? Размышления на эти темы авторы и поделились в своих произведениях.

Самое первое приключение на экране

«Путешествие на Луну», 1902, Франция.

Режиссер: Жорж Мельес.

Актеры: Жорж Мельес, Виктор Андрэ, Блюётт Бернон, Анри Деланнуа.


В 1901 году молодой, но уже известный писатель Герберт Уэллс опубликовал роман «Первые люди на Луне». Луна, которую посетили ученый Кэйвор и его сосед Бетфорд, оказалась похожей на большой муравейник. Только «у муравьев четыре или пять разных форм, у селенитов же их очень много». А сам Великий Лунарий — колоссальный мозг с крошечными глазами, но без лица — компьютер, как сказали бы мы сегодня. В «Первых людях на Луне» Уэллс предложил вариант возможного будущего, внеся в технократическую утопию элемент сатиры. Через год после выхода романа появилась и первая экранизация — фильм Жоржа Мельеса «Путешествие на Луну». В нем было 285 метров.

Произведение представляло собой пятнадцатиминутный фильм, больше напоминающий театральную постановку. Фильм был снят исключительно общими планами, а его повествование носило характер сказочного приключения с элементами фантастики, которая не поддается законам физики.

Совет астронавтов, похожих на магов кудесников, принимает решение лететь на Луну. Попадали герои туда способом Жюля Верна — в снаряде, выпущенном из пушки. По прибытии на Луну (на поверхности которой не нужны специальные костюмы) астронавты любуются космическими видами и ложатся спать. Внезапно появляется богиня Луны и вызывает снег. Спасаясь от него, путешественники сталкиваются с недружелюбными селенитами. Из-за них землянам приходится покинуть Луну.

Конечно, кинематограф, находящийся в младенческом состоянии, не мог подняться до уровня размышлений Уэллса. Мельес взял из романа то, что мог передать на экране — приключение и зрелище. Космос в его произведении был волшебным и занимательным миром, каждое проявление которого становилось еще одним аттракционом.

Философская научная фантастика

«Космическая одиссея 2001», 1968, США, Великобритания.

Режиссер: Стэнли Кубрик.

Актеры: Кейр Дуллеа, Гэри Локвуд.


В 1968 появляется фильм Стенли Кубрика «Космическая одиссея 2001», ставший вехой в развитии мировой фантастики. В основе картины лежит рассказ писателя Артура Кларка «Часовой». Сценарий был разработан автором и Кубриком совместно. «Космическая одиссея 2001» — фильм-притча об эволюции человеческого сознания. История начинается со времен первобытных обезьяноподобных людей, которые находят таинственный черный монолит. Они бурно реагируют и возбужденно кричат, окружив его. С момента этой встречи в развитии человечества происходит скачок. Люди учатся использовать кости как оружие и прогоняют вражеское племя с занятого водоема.

В следующий раз человечество встречает этот монолит в далеком будущем на Луне. Последствия второго столкновения опушены и окружены ореолом таинственности. После этого появления человечество создает искусственный интеллект — компьютер HALL 9000 (озвучивает Дуглас Рейн).

Следующая же встреча монолита и человека происходит в открытом космосе, после чего главный герой переносится в пространстве. Оказавшись в комнате где-то во Вселенной, сначала он видит самого себя стареющего и умирающего, а затем становится космическим младенцем. Третье столкновение открывает новый век человечества.

Сюжетные линии не имеют однозначной трактовки. Они символичны. За кадром все время подразумевается какая-то высшая сила, хотя фигура Бога так и не представлена. Сам монолит трактуется как некое божественное вмешательство, за каждым явлением которого следует новый виток в эволюции человечества.

Во всем этом прослеживаются ницшеанские идеи о Сверхчеловеке, который по утверждению философа, превзойдет современного человека настолько, насколько последний превзошел обезьяну. Чтобы осуществить задуманное, астронавту Дейву Боумену (Кир Булли) приходится обмануть компьютер HALL 9000. То есть человеку необходимо победить совершенный разум, который люди же и сотворили. Когда Боумену это удается, он превосходит сам себя. После этого, по задумке автора, герой переносится в четырехмерное пространство, то есть обретает новое ментальное мышление. Становясь, таким образом, Сверхчеловеком.

«Космическая одиссея 2001» Кубрика кардинально отличалась от прочих фильмов на космические темы. Более того, картина выделяется и по сей день. Качество технического исполнения было настолько высоко для своего времени, что породило слухи, будто именно Стенли Кубрик снял фильм о высадке американцев Луну, который впоследствии был выдан за документальное свидетельство этого полета.

Говорили также, что Кубрик был привлечен как запасной вариант, если бы высадка в действительности не состоялась. Но и по сей день «Космическая одиссея 2001», которая по праву считается шедевром, выглядит очень современно. Да и фантазия авторов насчет техники будущего оказалась провидческой. В этом фильме демонстрируется устройство похожее на айпад, в реальности же планшеты появились только через много лет.

Космическая трагедия

«Луна 2112», 2009, Великобритания.

Режиссер: Дункан Джонс.

Актеры: Сэм Роккуэл, Кевин Спейси.


В 2009 году единственный сын британского музыканта Девида Боуи Дункан Джонс дебютировал как режиссер с картиной «Луна 2112». Бюджет фильма был очень невелик для научной фантастики — 5 миллионов долларов, картину сняли за 33 дня, что позволило свести к минимуму все затраты. Вместо цифровой анимации были использованы модели и макеты. Передвижения луноходов по поверхности планеты осуществлялись с помощью лески, которую убирали при обработке изображения.

История рассказывает о 2035 году. Человечество начало добывать альтернативное топливо — гелий 3 на Луне.

Станция по добыче этого ресурса управляется одним астронавтом Сэмом Бэлом (Сэм Роккуэл) и искусственным интеллектом — компьютером GERTY (озвучивает Кевин Спейси). Из-за проблем со связью Сэм не может прямо общаться с Землей, поэтому они обмениваются сообщениями с задержкой. Трехгодичный контракт главного героя подходит к концу, и он готовится отправиться домой на Землю, где его ждут жена и маленькая дочь. Однажды Сэм едет на луноходе, и внезапно его внимание отвлекается галлюцинацией. Он теряет управление и врезается в машину по сбору гелия 3. Приходит в себя он уже на станции в лазарете, окруженный заботой компьютера GERTY, который категорически запрещает Сэму выходить обратно на поверхность Луны. При помощи хитрости Сэму все же удается выбраться. Он возвращается на место своей аварии и обнаруживает там своего раненого двойника, который утверждает, что он Сэм Бэл. Возможно, один является клоном другого.

Драматургические элементы минимальны — в фильме всего три основных героя и одно место действия. Но молодой режиссер проявляет себя серьезным мастером и управляет ходом истории, не давая зрителю возможность заскучать. Сюжет развивается ненавязчиво, выдерживая ритм. Каждый новый поворот эмоционально событиен, но не сопровождается сильным акцентом. Благодаря такому художественному решению создается необходимое настроение, которое отображает суть картины.

«Луна 2112» это история об одиночестве и ценности человеческой жизни. Оба Сема Бела оказываются в итоге одними из многих клонов. Дункан Джонс создает образ трогательной и судьбоносной встречи никому не нужного биомусора на фоне безграничного и неисследованного космоса. Встреча двоих клонов — великий дар для обоих, ведь только они в этом мире есть друг у друга. Космос же в этой картине создает философский контекст. Вопрос о ценности человеческой жизни звучит серьезно.

Ответа, как и полагается при таких риторических вопросах, не следует. Смысловая развязка всей истории остается за кадром.

Заговор правительства в жанре хоррор

«Аполлон 18», 2011, США, Канада.

Режиссер: Гонсало Лопес-Гальего.

Актеры: Ллойд Оуэн, Уоррен Кристи, Райан Роббинс.

В 2011 году на экраны вышел фильм режиссера Гонсало Лопеса-Гальего «Аполлон 18». Продюсером ленты выступил Тимур Бекмабетов. В фильме авторы высказывают свои домыслы о том, что произошло с так и не реализованным полетом на Луну «Аполлона 18». После успешного прилунения «Аполлона 11» в 1969 году НАСА объявили о еще нескольких готовящихся полетах. Впоследствии три отменили. Вокруг космических экспедиций всегда ходили слухи, и история этой отмены обросла ими в том числе.

Утверждается, что фильм основан на документальных свидетельствах и раскрывает одну из теорий, объясняющих резкое окончание полетов на Луну. В качестве художественной концепции использована стилизация под материалы с камер, установленных астронавтами на самой Луне и в модуле.

История рассказывает о засекреченной экспедиции «Аполлон 18». Экипаж, состоящий из троих астронавтов, разделяется. Двое — Нейтон Волкер (Ллойд Оуэн) и Бенджамин Андресон (Уоррен Кристи) отправляются на поверхность Луны, а третий — Джон Грей (Райан Роббинс) остается на орбите. Бен и Нейт изучают планету и приносят в модуль образцы поверхности. Изучение проб дает странный результат, а при дальнейшем исследовании Луны астронавты находят советский брошеный модуль и труп астронавта. Все свои шаги они тщательно фиксируют на камеру. Из этого складывается характер повествования. Астронавты сбиты с толку, ситуация становится все более напряженной, по мере того как обстоятельства меняются.

Авторы не используют привычных приемов для запугивания зрителя. Они не ставят типичных акцентов, отпуская повествование. Но при этом тщательно выдерживается выбранная эстетика. Картина внушает зрителю беспокойство своей натуралистичностью и постоянной отсылкой к реальности.

В основе фильма лежит типичная идея заговора, правительство замалчивает факты. Интересно, что «Аполлон 18» — неверие в официальную версию лунной программы США «наоборот». Если подавляющее большинство сомневающихся в этой истории утверждают, что американцы никогда не были на Луне, то авторы картины не только не ставят под сомнение данный факт, но и говорят, что на самом деле, до Луны добрались не шесть (согласно официальной версии), а семь «Аполлонов».

Космос в фильме предстает как негостеприимное и враждебное место. Персонажи не только беспомощны перед порождениями Вселенной, но и не получают помощи от сородичей. Реальность такова, что человеческая элита пасует перед угрозой и бросает своих же. Сама Луна оказывается живой и агрессивно настроенной. Иная форма жизни не пытается вступить в контакт, но, наоборот, стремится уничтожить землян.

Подобное описывалось многими авторами и раньше. Но в отличие от эпических сражений с пришельцами эта история больше похожа на байку о доме с привидениями, о которых никто толком не может ничего сказать. Космические глубины — простор для загадок и пугающих домыслов. Ведь врага так и никто не видел в лицо, а факты правительство пытается скрыть. Облечённая в форму псевдодокументального фильма картина похожа на предупреждение из космоса: «Острожно. Мы повсюду».

Космос как утопия

«Интерстеллар» 2014, США, Великобритания.

Режиссер: Кристофер Нолан.

Актеры: Мэтью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн.



Одной из громких премьер 2014 года стала картина Кристофера Нолана «Интерстеллар». По сюжету земные ресурсы истощились и человечество ищет себе новый дом на других планетах. Главный герой, фермер Купер (Мэтью МакКонахи), в прошлом пилот НАСА, живет на Земле. Как и все он страдает от неурожая и песчаных бурь. Его маленькая дочь Мерф говорит о некоем призраке, обитающем за стеллажом с книгами. Сначала Купер, конечно же, не верит дочери, но затем сам сталкивается с этим аномальным явлением. Он наблюдает за ним и получает код. Расшифровав его, Купер обнаруживает местоположение секретного подразделения НАСА. Его участники исследуют недавно обнаруженную галактику. Цель — найти пригодную для человечества планету. Однако законы перемещения в этой галактике таковы, что по земным мерками астронавты тратят очень много времени на свои исследования. Прежде чем они поймут, что две из трех планет непригодны для жизни, пройдет больше 20-ти лет.

Насыщенная событиями и различными перипетиями картина Нолана говорит о ничтожности человека перед масштабами космоса. Последний таит в себе все возможные знания, но их прочтение требует больше ресурсов, чем располагает одна человеческая. Научная сторона Вселенной не может быть познана человеком.

История «Интерстеллар» об одиночестве. Пройти такой путь невозможно без жертв: Купер не только разлучается с близкими, но даже теряет напарников. В финале раскрывается главный идея авторов — будущее и надежда человечества это другие планеты.