Диалог с тем светом
Текст: Жаннат Идрисова
Фотография: с сайта kinopoisk.ru
О мистике и не только в драме «Без меня» — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.
Фильм Кирилла Плетнева поначалу обескураживает и раздражает: многое непонятно, а ведь это не артхаус, которому простительны некоторые туманности и недосказанности. Но благодаря достоинствам картины эту особенность принимаешь и даже начинаешь получать удовольствие.
Жили-были две девушки, почти ровесницы. Как говорил поэт, «волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой». Блондинка Кира (Полина Максимова) — яркая, волевая, бунтующая. Экстремальные виды спорта, путешествия, гонки на автомобиле и на мотоцикле — вот стиль ее жизни. Брюнетка Ксения (Любовь Аксенова) — спокойная, умиротворенная, романтичная. Она вся в музыке — сама играет на фортепьяно, обучает этому других, пробует сочинять мелодии. Они бы никогда не встретились и не познакомились, если бы не Дима (Риналь Мухаметов). У этого красавца и весельчака будет сначала головокружительный роман и драматичное расставание с Кирой, а потом — умиротворяющие отношения с Ксюшей. А после — печально, но так бывает — он тяжело заболеет и в расцвете лет умрет. Кире об этом сообщит Ваня, друг Димы (Кирилл Плетнев), специально приехавший с печальной вестью из Москвы в Санкт-Петербург. «Для меня он умер год назад!» — отрежет девушка и захлопнет перед носом Ивана дверь, но спустя несколько мгновений снова возникнет на пороге, и будет видно, сколько боли в ее красивых голубых глазах.
Кира и Ксюша увидятся на похоронах возлюбленного, и ни у одной из них не возникнет сомнений в том, что это их последняя встреча. Но судьба распорядится иначе. Кира получит странную и даже страшную СМС-ку (судя по номеру отправителя и, главное, по содержанию, ее автор — Дима), в гневе и ужасе помчится к разлучнице, после чего действие стремительно переформатируется в формат роуд-муви.
Что касается удовольствия от фильма: оно гарантировано самым разным зрителям, от циников до романтиков. Первые, скорее всего, заявят, что нельзя поверить в происходящее на экране. Невозможно, чтобы ушедшая в загул девушка, чей холодильник набит под завязку алкоголем, доставала из него уже откупоренную бутылку вина. Если попойка началась с вечера, то початое спиртное должно стоять на столе, а иначе — мистика, не хуже СМС-ок с того света. Да, и насчет активности покойного, точнее, ее объяснения — тоже вымученно, взято с потолка. И вообще, никак нельзя знать человека настолько, чтобы предсказывать каждый его шаг и слово на несколько дней вперед и в совершенно разных ситуациях. А как объяснить те сообщения, в которых звучит осведомленность о событиях, которых никто не мог предугадать — ни живой, ни уж тем более мертвый? «Но, — удовлетворенно подведет черту циник, — в одно верится безусловно: в существование таких российских мужчин, что привыкли всегда указывать женщинам, как им поступать, свято верящих в свою исключительность и провидческий дар, а также в то, что после их смерти возлюбленная захочет, подобно Джульетте, покончить с собой. Эти создания, считающие, что весь мир — пыль на их сапогах, с удовольствием могли бы напевать: „А без меня, а без меня и солнце утром не вставало, и ничего бы не вставало, когда бы не было меня“. Возможно, они ежедневно исполняют это как свой личный гимн».
Лирики, скрещивая шпаги с циниками, скажут, что это красивый фильм о любви — непростой, изматывающей, но в то же время прекрасной. Это попытка разобраться в не теряющем актуальности на протяжении веков вопросе — почему иногда невозможно быть с тем, кого ты ставишь на первое место в своей жизни. Это предупреждение: оставайся с тем, кто тебе по-настоящему дорог, иначе раньше времени растворишься в вечности под свои горькие прибаутки о раковой опухоли: «В голове моей Лариска, не беда!» Кроме того, это напоминание: не стоит замыкаться в себе от обид и предательства, нужно идти вперед, преодолевая преграды, из которых главнейшая — твой собственный страх. «И эту историю рассказали актеры, которые сами настолько поверили в нее, что стали воплощением искренности — от первого и до последнего титра», — заключат романтики.
Да, вот чему поверят все — и циники, и лирики — так это слезам и смеху двух абсолютно разных девушек, любивших одного парня.