Creative Writing. Научный взгляд
Текст: Татьяна Золочевская
Фотография: Анна Правдюк
Что общего у Татьяны Толстой, Полины Барсковой, Джайлса Фодена и сreative writing выяснила обозреватель Rara Avis Татьяна Золочевская.
В стенах Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ 6 и 7 сентября прошла первая в России международная конференция «Теории и практики литературного мастерства», посвященная разным аспектам творческого письма. В течение двух дней профессиональные писатели, поэты, критики, литературоведы и выпускники программы «Литературное мастерство» ВШЭ делились опытом и идеями. Британский писатель, преподаватель университета Восточной Англии Джайлс Фоден прочел лекцию, посвященную истории creative writing (творческому письму) как академической дисциплины.
Как это обычно бывает на конференциях, работа шла в рамках секций, посвященных истории creative writing, опыту его обучения, литературоведению как помощнику дисциплины, а также теории и методологии курса творческого письма. В рамках форума прошли public talk — с писателем и журналистом Татьяной Толстой, а также круглый стол с участием ученых, обсудивших перспективы и возможности развития Creative Writing Studies. Финалом конференции стали литературные чтения: собственную прозу и поэзию представили Джайлс Фоден (перевод — Дмитрий Харитонов), Полина Барскова, Майя Кучерская, Илья Кукулин и Евгения Вежлян.
Насыщенная программа показала самые разные грани и стороны creative writing: как работают или соприкасаются смежные области, откуда можно черпать идеи для работы. Понятие creative writing, возможно, не на слуху у обычных читателей, однако в академической среде дисциплина давно известна. К примеру, творческое письмо в британских ВУЗах введено еще пятьдесят лет назад.
Подробно об истории и эволюции этой дисциплины, встроенной в британские и американские университетские программы, и рассказал Джайлз Фоден. Журналист газеты Gardian, британский писатель известен своим романом-бестселлером «Последний король Шотландии». В 2006-м роман успешно экранизирован и удостоен многочисленных наград, включая «Оскара».
Фотография Анна Правдюк
Как преподаватель creative writing престижного Университета Восточной Англии, в котором учились Макьюэн и Исигуро, Фоден отметил, что царящая там атмосфера соревновательности обусловлена высоким конкурсом. Только тридцать человек из четырехсот желающих сядут за парты, чтобы отточить перо. И только один — пять процентов от общего числа закончивших станут писателями. Подавляющее большинство студентов находят себя в профессиях: редактора, литературного агента, публициста, издателя. Эти цифры отражают объективные сложности обучения творческому письму. Важно научить критически мыслить, анализировать тексты и при этом сохранить летучую эссенцию творчества.
О проблемах сreative writing и говорили все двадцать пять спикеров конференции, всесторонне обсуждая процесс обучения, обнаруживая опору в работах и исследованиях классиков и нащупывая перспективы развития в будущем.
Любопытным был доклад филолога, руководителя проекта Creative Writing School Натальи Осиповой, посмотревшей на Льва Толстого как на учителя творческого письма. Преподавая в яснополянской школе, писатель пропагандировал идею свободного воспитания. Учеников не ругали и не наказывали, им позволялось опаздывать, не приходить на уроки и даже, при желании, спать во время учебы. Расписание и экзамены отменялись, а темы уроков зависели от настроения учеников.
В это же время Толстой не только издавал журнал «Ясная поляна», посвященный вопросам преподавания, но и учил крестьянских детей умению выражать свои мысли. Он писал с ними рассказы, отмечая, что детские сочинения отличает абсолютное чувство художественной правды. По его мнению, автор — обученный приемам, но свободный в писании человек. Чем не принцип creative writing? Поэтому любой ребенок может быть писателем, поскольку владеет естественным народным языком. Нужно просто помочь найти ему тему, работать вместе с ним, разъяснять ошибки, учить удерживать на письме живую речь, позволить избежать описаний — позволить перейти сразу к действию. А потом вовремя уйти из процесса, чем дать возможность самостоятельно закончить работу. По признаю Льва Толстого, дети писали увлеченно, не замечая усталости, и получалось у них лучше, чем у Гете. Эти идеи свободного письма, да и свободного воспитания тоже, звучат актуально и сегодня.
Свежим опытом поделилась Арина Бойко, выпускница программы «Литературное мастерство» ВШЭ, автор пьесы «Стопроцентная любовь огонь страсти полноценных желаний к тебе от меня», поставленной на сцене ЦИМ в этом году. Вместе с другой выпускницей, Натальей Калинниковой, этим летом на площадке ЗИЛа они провели Мастерскую для авторов автобиографической прозы, так называемого автофикшн.
По ее словам, автофикшну как жанру присущи две главные черты: стремление донести правдивость эмоций (а не фактов) и отрефлексировать травматические, кризисные моменты жизни. Людям, пишущим автофикшн помогут: документирование: работа с артефактами реальности, накопление и изучение нехудожественного материала; личная демонизация: создание сложного, неоднозначного героя в попытках лучше понять себя; и установка на расслоение сюжета, поиск и создание интересных образов, метафор, мотивов. Спорный вопрос— вопрос этики в автофикшн: где проходят границы допустимого в использовании материалов личной жизни, связанной с реальными людьми?
Историк литературы, преподаватель ВШЭ Екатерина Лямина в секции: «Литературоведение на службе creative writing» показала возможности использования в творческом письме — эгодокументов. К ним относят дневники, записные книжки, письма, мемуары (воспоминания или записки), автобиографии. Именно эгодокументы помогут найти новые темы и подробности, ценные для создания прозы. Работа с памятью — о недавних или давних событиях, хранящихся «в резервуарах семейной истории», дружбы, по ее мнению, обладает особой эмоциональной силой. Несмотря на иллюзию документальности, проза на основе эгодокументов органична, так как двойственна по своей природе: личное и документальное слиты воедино.
Фотография: Анна Правдюк
У писателя Татьяны Толстой и поэта Полины Барсковой — богатый опыт преподавания творческого письма в Соединенных Штатах Америки. Только диаметрально противоположный. По словам Толстой, ее ученики совсем не читали и с трудом выделяли главную тему произведения. Даже задание прочесть пять страниц вызывали в них отрицание и неприятие, анализ русской классики по этой причине был весьма затруднен. Толстая пробовала писать с учениками, давая небольшие задания: один прием на одну работу. Но тоже было непросто, хотя один не общительный и не начитанный ученик, неожиданно проявил себя талантливо и написал хороший рассказ, а в будущем планировал поступить в Университет Айовы.
Полина Барскова — не только поэт, но и преподаватель русской литературы в Массачусетсе. Ей близка формула Эмерсона о творческом чтении. По ее мнению, идея воспитать писателя утопична, а вот воспитать или изменить читателя — бесконечно интересна. Барскова следует простой формуле: научить — изменить уровень письма — помочь стать лучше. Работая с учениками, она много играет в литературные игры, помня свой опыт посещения Литературной студии В.А. Лейкина в Ленинграде. При этом, Барскова считает, что важно выйти из зоны комфорта и попробовать что-то новое, объединяясь в пары и группы.
В академической среде, по ее мнению, весьма полезно параллельное преподавание творческого письма и художественного перевода. Здесь студенты, напротив, патологически начитаны, восприимчивы. Перевод сам по себе и метод, и метафора, и провокация — переводчик пребывает в отношениях с автором и «весь во власти другого». Полина Барскова вспоминает заветы формалистов: анализ и синтез не противоречат друг другу и работают одновременно при творческом письме. Шкловский, Тынянов и Гинзбург работали именно так. Остранение и присвоение — два взаимодополняющих друг друга процесса. Банально: поверять алгебру гармонией по-прежнему важно. Перспективными направлениями creative writing Барскова считает работу на стыке прозы и поэзии.
Таким образом, конференция была нацелена на поиски баланса и популяризации программы creative writingв современной России.
Стоит заметить, что форум собрал вместе ученых и преподавателей из различных ВУЗов, таких как: РГГУ, ММУ, МГУ, НИУ ВШЭ, коллег из мастерской Creative Writing School, писателей, журналистов, студентов программы «Литературное мастерство» — тех, кому и предстоит объединиться, чтобы решать будущее cw как дисциплины, полезной и учеников, и для читателей. Интересно было бы послушать мнение представителей Литинститута: как они обучают творческому письму?
Creative Writing Studies — перспективная и новая область исследований и для англоязычной науки, выпустивший первый сборник статей в 2007 году. Первая зарубежная научная конференция, посвященная творческому письму, прошла в 2016 году в колледже Уоррена. А в 2019 — и в России.