18+
11.06.2021 Кратко / Статьи

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 5 июня — 11 июня 2021

  • В начале недели объявили об итогах Всероссийской литературно-критической премии «Неистовый Виссарион». Лауреатом стал критик, поэт, обозреватель журнала «Коммерсантъ-Weekend» Игорь Гулин. Также жюри назвало победителей в специальных номинациях: премию в номинации «Перспектива» получила Яна Сафронова, «За творческую дерзость» удостоился награды Евгений Никитин. Как рассказали организаторы, всего на конкурс было принято 108 заявок со всей страны, и пусть в не столь продолжительной — трехлетней — истории «Неистового Виссариона» это все же рекорд. Не обошлось и без «вечных» дискуссий о том, какой должна быть литературная критика, о ее отличиях от газетного рецензирования. «Сама по себе идея премии для критиков чрезвычайно ценная... А вот критики подкачали», — поделился в Facebook своими впечатлениями член жюри Константин Мильчин. Одни тексты скучны, другие сочатся неистовым восторгом, причем, похоже, это восторг авторов рецензий по поводу самих себя. «Отдельно стоит отметить странное правило трех абзацев. Первые три абзаца статьи современного критика должны никак не касаться рецензируемого текста и его автора. Нужно поговорить о погоде, о воззрениях Беды Достопочтенного на Блаженного Августина, о взглядах критика на текущий эстетический момент. 2000 знаков набито? Вот тут можно, наконец, вспомнить об основной теме статьи, — рассказал также о конкурсных работах Мильчин. — Впрочем, есть и другая крайность — когда критики начинают свою статью о никому неизвестном поэте N. с дерзкой, эффектной и совершенно бессмысленной для абсолютного большинства читателей фразы „N. остался верен сам себе“». Покритиковал Мильчин и негласные правила почти любого, похоже, конкурса: «Номинирование корешами корешей и корефанками корефанок проблема многих премий». Этот вирус не обошел и «Виссариона», считает Мильчин. Получилось больно. «Критика не всегда сводится к рецензированию... Критика не обязана подчиняться законам построения газетной статьи, — парирует в комментариях на странице Мильчина критик Евгения Вежлян. — Часто (и история мировой литературы знает такие примеры) критика — это свободное эссе на темы текущей литературы, в котором — сюрприз! — главное — это как раз мысли самого критика о закономерностях ее течения. Например, „Литературные мечтания“ самого Белинского — до сих пор непревзойденный и важнейший текст в своем жанре. А газетная рецензия... оригинальной мысли скорее противится, потому что роль ее — чисто служебная». «Замечу, кстати, что мировая музыкальная критика, хоть Эдвард Вади Саид, хоть Марк Фишер — это как раз долгая и сложная философская подводка, только и позволяющая оценить современную музыку, даже самую незамысловатую, как часть культурного опыта», — продолжил дискуссию культуролог Александр Марков. «Из премиальных текстов совершенно не понять, какой была русская литература в 2020 году», — добавил историк Сергей Беляков. И пока существуют литература, критика и неравнодушные, все эти споры, похоже, не завершатся никогда.
  • В честь столетия со дня рождения Станислава Лема, которое отмечается в сентябре, посольство Польши в РФ объявило о проведении международного конкурса научно-фантастического рассказа. Жюри представительное: это не только литературные критики, но и футурологи, кроме того, в него вошел астрофизик, профессор РАН Сергей Попов. «Мы предлагаем участникам конкурса примерить на себя одежды футуролога и написать научно-фантастический рассказ, действие которого происходит в будущем, — пояснили организаторы. — Однако не стоит превращать повествование в сухой, технический очерк. Как и в творчестве Станислава Лема, образы будущего должны быть лишь частью хорошей фантастической прозы, наряду с интересными персонажами и увлекательным сюжетом, провокационными идеями и размышлениями о „вечных вопросах“ для человека и человечества. Итак, 2121 год...» Последний день приема работ — 1 сентября 2021 года включительно. Короткий список объявят в октябре. И возможно, эта премия тоже станет поводом для дискуссий — например, о критериях, о границах научной фантастики, о допустимости гибридных жанров. Ведь, как предупредили организаторы, они решили не рассматривать фэнтези, мистику, хоррор.
  • Чем пахнет Чебурашка? Апельсинами. А Малыш и Карлсон? Плюшками и малиновым вареньем. «Союзмультфильм», который отмечает в этом году свое 85-летие, выпустил в честь юбилея серию парфюмов с запахами мультфильмов. Всего 10 ароматов. Например, как сообщают представители студии, «Простоквашино» — парфюм с легкими нотками утренней росы, напоминающий о спокойствии загородной жизни, «Ежик в тумане» пахнет густым туманом, в котором можно пить чай с можжевеловыми веточками, флакон под названием «Львенок и черепаха» наполнен запахами солнечного летнего дня. Аромат «Ну, погоди!» даст почувствовать веселье и задор погони по полям, горам, лесам и морям. Дальше — еще таинственнее. «Тайна третьей планеты» зовет в путешествие по галактике, «Бременские музыканты» позволят сначала ощутить себя принцессой, а затем проникнуться духом свободы и бунтарства, «Винни Пух» приглашает в нору Кролика, который угощает правильным медом и сгущенкой. Наконец, «Оранжевая корова» — аромат, с которым можно окунуться в беззаботное детство без гаджетов, где мама печет самый вкусный пирог (признавайтесь, многие пошли гуглить, что это за мультик?).
  • Пока парфюмерная индустрия отвоевывает новые ниши, предлагая запахи книг (бумажных) и конкретных литературных произведений, грязи и зомби, вымершей птицы додо и чистоты, а может быть, даже и пустоты, исследователи злободневности задаются вопросом о последствиях COVID-пандемии для нашего, во многом конвенционального, восприятия вкуса и запаха. «Интересно, как повлияет на косметическую и парфюмерную индустрию появление миллионов человек с отсутствующим, ослабленным или искаженным обонянием. Должна быть какая-то ползучая революция в этой области: или резкое усиление запахов в расчете на отупевших, или, наоборот, застой и упадок из-за снижения спроса. Что-то похожее может происходить и в пищевой промышленности и общественном питании: возможно, постковидное человечество потребует больше глутамата, соли и сахара, ибо станет слабее ощущать оттенки вкусов, — рассуждала в Facebook политолог Екатерина Шульман. — Правда, предыдущие перемены вкусов человечества случались скорее по политэкономическим (колонизация, деколонизация, морские контейнеры, появление массового городского рынка питания, удешевление сахара, глобализация, рост продолжительности жизни), чем по эпидемиологическим причинам. Хотя мы не знаем, как изменились вкусы, например, выживших после Черной чумы». Так что и представления о приятном летнем дне могут сильно искажаться дуновениями времени.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Анастасия Башкатова

​Гамлет vs Шерлок

Анастасия Башкатова

​Новости недели. 29 мая — 4 июня 2021

Читать по теме

​10 лучших фантастических книг

Литературный критик Василий Владимирский специально для Rara Avis составил список книг, реабилитирующий российскую фантастику.

14.01.2016 Тексты / Статьи

​Пять знаковых романов про космос

Литературный критик Василий Владимирский о пяти советских фантастических книгах, которые нужно прочесть накануне Дня космонавтики.

11.04.2017 Тексты / Статьи

​Андроид София и другие железные маски

26 февраля писатели Денис Драгунский и Мария Галина, в рамках открытия нового сезона премии «ЛибМиссия», обсудили роботов-неудачников, будущее нейросетей, статус «электронной личности» и видеоигры.

02.03.2018 Тексты / Интервью

​«Плохая идея» для Астрид Линдгрен

О шведско-датском фильме «Быть Астрид Линдгрен» Перниллы Фишер Кристенсен рассказывает обозреватель Rara Avis Татьяна Золочевская.

06.12.2018 Тексты / Рецензии