18+
05.11.2021 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

​Новости недели. 30 октября — 5 ноября 2021

  • В среду на XV Красноярской ярмарке книжной культуры (КРЯКК) по итогам публичных дебатов был объявлен короткий список литературной премии «НОС» («Новая словесность» о новой социальности), которая вручается Благотворительным фондом Михаила Прохорова. Из 20 претендентов выбрано 10: «Рана» Оксаны Васякиной, «Три персонажа в поисках любви и бессмертия» Ольги Медведковой, «Кожа» Евгении Некрасовой, «Злой мальчик» Валерия Печейкина, «Риф» Алексея Поляринова, «Фистула» Артема Серебрякова, «Тайга далекая» Андрея Томилова, «Типа я» Ислава Ханипаева, «Стрим» Ивана Шипнигова, «Алкиной» Романа Шмаракова. Победителя также объявят по итогам открытых обсуждений, при этом у всех желающих есть возможность ознакомиться с произведениями бесплатно, зарегистрировавшись в библиотеке премии, и затем проголосовать, благодаря чему будет выбран лауреат в специальной номинации — «Приз читательских симпатий». Как рассказала по итогам дискуссий соучредитель фонда Ирина Прохорова, самое интересное и самое сложное в этом проекте — процесс обсуждения, выработка нового языка критики: «Обозреть современную словесность и выдвинуть критерии оценки намного сложнее, чем нам кажется... Очень не хватает критериев контекста, в котором может выстраиваться система суждений с аргументацией, не ограничивающейся идеей „мне это понравилось“».
  • Предпринятая в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина реэкспозиция залов, посвященных старым мастерам, получила свою порцию критики. Концепцию подготовил сценограф и куратор Патрик Уркад, который, как сообщает ГМИИ, открывает публике не только новый дизайнерский взгляд на музейное пространство, но и современное представление о старой живописи в классическом музее XXI века. По словам Уркада, есть важные картины, мимо которых посетители проходили, не замечая их присутствия. Поэтому он решил заострить на них внимание, вовлечь зрителей в игру. «Так появилась система модулей, архитектурных единиц», — пояснил Уркад. Но в урезанном пространстве заострять внимание на одних работах пришлось за счет других. Как рассказала завотделом образовательно-выставочных проектов, куратор реэкспозиции Сурия Садекова, стояла сверхсложная задача — уплотнить постоянную экспозицию на первом этаже: «Пришлось сократить количество экспонатов. Если в нашем собрании старой живописи хранится более 900 работ, в прежней экспозиции было представлено более 400, то сейчас зритель увидит около 300 произведений». «Постоянная экспозиция старого искусства стала объективно меньше», — отметила искусствовед Софья Багдасарова в материале в The Art Newspaper Russia. «По какому принципу сокращали, непонятно», — сообщила искусствовед, доцент Школы исторических наук НИУ ВШЭ Елена Шарнова в материале на портале Артгид. Залы поменяли цвет стен, теперь это светло-серый, картины разместили ниже, ближе к уровню глаз, изменилась система освещения, перечислила новшества Багдасарова и уточнила, что некоторые посетители уже назвали реэкспозицию «евроремонтом». «Прихотливость „дизайнерского взгляда“ не знает пределов: „подчеркивая значимость отдельного произведения“, куратор делает все для того, чтобы живопись было невозможно воспринимать. Первое и, наверное, самое принципиальное — старых мастеров убивает белый фон», — считает Шарнова. Другие системные ляпы, по словам эксперта, это освещение и небезопасное расположение картин в уплотненных закутках. Более того, как сообщил портал Артгид, «3 ноября в зале „Рембрандт: до и после“ были найдены царапины на красочном слое картины Рембрандта „Портрет старушки“». «Каким образом нанесены повреждения, неизвестно», — указала редакция. Зато в 2022 году освобожденный второй этаж Главного здания займут двумя большими проектами, пообещала ранее директор ГМИИ Марина Лошак. Впрочем, как обратила внимание Багдасарова, и сам реэкспозиционный проект Патрика Уркада тоже станет своего рода временной выставкой, ведь «на 2024 год намечено открытие Галереи старых мастеров в бывшей усадьбе Вяземских — Долгоруковых», и там места для произведений будет уже значительно больше — 6,7 тыс. кв. м.
  • Квентин Тарантино тоже выпустит невзаимозаменяемые (NFT) токены — в их виде будут выставлены на аукцион семь вырезанных сцен из фильма «Криминальное чтиво». Эти фрагменты смогут увидеть только обладатели NFT, которые также могут скрыть и свою личность. «Я рад представить эти эксклюзивные сцены. Секретная сеть и секретные NFT-токены открывают совершенно новый мир, объединяющий деятелей искусства и их поклонников, и я очень рад быть частью этого мира», — рассказал режиссер. Также Тарантино выставит на продажу оригинальный рукописный сценарий к фильму и свои аудиокомментарии к нему.
  • Появилась новая всероссийская литературная премия — имени поэта и критика Александра Казинцева. Конкурс учрежден Союзом писателей России, журналом «Наш современник» и фондом «Дорога жизни». С 1 ноября уже начался прием работ. Лауреаты премии определяются в двух основных номинациях («Поэзия» и «Проза») и в двух дополнительных: «Критика» и «Открытие». Возраст участников в номинациях «Поэзия», «Проза» и «Критика» — до 45 лет, «Открытие» — до 35 лет. Победители конкурса получат денежные призы и издание книг.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив

Артем Артемов

​Пастырь и пустота

Жаннат Идрисова

​Сплошное паразитство

Анастасия Башкатова

​Новости науки. Конец октября 2021 года