Новости недели. 13 ноября — 19 ноября 2021
- В издательстве «Новое литературное обозрение» наконец-то вышла следующая книга из серии «История цвета» от медиевиста Мишеля Пастуро — «Желтый». Предыдущие — «Синий», «Черный», «Зеленый» и «Красный» — появлялись почти каждый год. Пастуро снова и снова напоминает, что «история цвета — это история общества». И любому исследователю предстоит пройти по тонкому льду, чтобы не впасть в анахронизм и не применить к какому-либо артефакту кажущиеся нам аксиомой современные классификации и трактовки цвета. Да даже «очевидное» противопоставление холодных и теплых оттенков — это, как напоминает Пастуро, «чистая условность, которая менялась от эпохи к эпохе (например, в Средние века синий считался теплым цветом) и от общества к обществу». «Спектр, цветовой круг, концепция основных цветов, закон одновременного контраста, палочки и колбочки в светочувствительном слое сетчатки — не вечные истины, а всего лишь этапы непрерывно развивающейся истории познания», — утверждает автор. А что же с желтым? «На закате Средневековья число пороков, с которыми ассоциируется желтый цвет, непрерывно возрастает, — рассказывает в новой книге Пастуро. — Разумеется, каждый цвет обладает двойственной символикой, у каждого есть свои позитивные и негативные аспекты; но ни у одного, даже у черного, нет такого преобладания негативных сторон. Желтый воспринимают позитивно только в одном случае — когда уподобляют его золотому; желтый как таковой, сам по себе, всегда расценивается негативно». А как воспринималась охра эпохи палеолита? А что с оттенками лимона сегодня? Об этом тоже будет рассказано.
- С 18 ноября в российский кинопрокат вышел новый — и для многих тоже долгожданный — фильм Уэса Андерсона «Французский вестник. Приложение к газете „Либерти. Канзас ивнинг сан“» с громким актерским составом: Билл Мюррей, Фрэнсис Макдорманд, Тильда Суинтон, Эдриен Броуди, Оуэн Уилсон, Тимоти Шаламе, Элизабет Мосс, Эдвард Нортон, Уиллем Дефо, Бенисио Дель Торо, Леа Сейду и др. Как сообщается, источником вдохновения для Андерсона стал журнал «The New Yorker». Отдельные персонажи и события в фильме были позаимствованы из реальных статей в этом журнале, который режиссер любит со школьной скамьи. «Чтобы понять новый фильм Уэса Андерсона, тоже требуется владение языком — тем, на котором сняты все, вне зависимости от места действия, фильмы культового американского режиссера. А в идеале — страстная любовь к его обсессивно-компульсивному дизайну», — подмечал кинокритик Антон Долин после премьеры фильма на Каннском кинофестивале. Вероятно, культ Андерсона имеет мало отношения к его сюжетам, предполагал также Долин: важнее утешительное для невротического зрителя чувство гармонии, которая, однако, не гарантирует, что тревожные мысли снова не прорвутся в сознание. Вывод критика: этот виртуозный фильм может показаться даже утомительным — особенно для тех, кто в мире Андерсона лишь случайный зритель, а не преданный ценитель его симметрии, цветовой гаммы и особой интонации. Но, как при этом пишет кинокритик Егор Беликов, «любой, более-менее пристально следящий за фильмографией Уэса Андерсона, понимает: ощущение, что режиссер бесконечно повторяется, — мнимое». Он постоянно мимикрирует, лавирует между жанрами, создает смысловые коллажи, перелицовывая кино под себя, но при этом, да, остается настолько верен себе, — что его можно узнать буквально по одному кадру.
- В четверг жюри премии «Просветитель» объявило лучшие научно-популярные книги 2021 года. В номинации «Гуманитарные науки» лауреатом стал Николай Эппле («Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах»). За лучший перевод в этой номинации отметили коллектив, который работал над книгой Ричарда Роудса «Создание атомной бомбы». В номинации «Естественные и точные науки» победил Максим Винарский («Евангелие от LUCA. В поисках родословной животного мира»). За лучший перевод в этой номинации отмечена работа издательско-редакторского коллектива над книгой Ричарда Докинза «Река, выходящая из Эдема. Жизнь с точки зрения дарвиниста». Победителями народного голосования стали уже упомянутый Николай Эппле, а также Ирина Якутенко («Вирус, который сломал планету. Почему SARS-CoV-2 такой особенный и что нам с ним делать»). Лауреаты премии «Просветитель» получат денежное вознаграждение в размере 700 тысяч рублей, а в случае номинаций, посвященных переводным изданиям, — по 350 тысяч.