Дядюшка Абнер — не первый персонаж Поста. Известность писателю принес адвокат Рэндольф Мейсон, благодаря юридическому образованию своего создателя, беспринципно «отмазавший» от тюрьмы толпу уголовников. Кстати, добропорядочные сограждане не раз обвиняли Поста в потворстве преступникам. Последние якобы именно из книг о Мейсоне узнавали про новые лазейки в законе.
Справка RA:Дядюшка Абнер и Ко
Текст Платон Андреев
Иллюстрации предоставлены издательством Corpus
Клерикальный детектив — история на любителя. Случайность или Божий промысел — такой же двигатель сюжета, как и логика автора. Да и сыщики (вне зависимости от их конфессиональной принадлежности) любят пофилософствовать. Окружающие в этот момент могут хоть поубивать друг друга, но минутки проповеди им не избежать.
Сыщики от бога: сборник / сост. Александра Борисенко; пер. с англ. А. Бердичевского, М. Переясловой, В. Сергеевой. — М.: АСТ: CORPUS, 2015. — 736 с. — (Винтажный детектив).
Так, герой Мелвилла Дэвиссона Поста (1869-1930), протестант дядюшка Абнер, американский вариант патера Брауна, неустанно взывает к высшей справедливости. И не важно идет речь о странном убийстве в закрытой комнате или о самосуде скотоводов в горах Виргинии. Дядюшка знай приговаривает: «Дитя мое, <...> есть особенная причина, по которой добрые люди не должны пользоваться орудиями дьявола, если уж прочие доводы не удержали. Дело в том, что добрые люди владеют этими орудиями плохо».
Не без греха и сестра Урсула, придуманная Энтони Баучером * — настоящее имя Уильям Энтони Паркер Уайт (1911-1968). Ходит весь роман с загадочным видом в сопровождении глухой монахини — сестры Фелиситас, передает полицейским странные записки-намеки. А при частной беседе тянет интригу, обещает вот-вот раскрыть факты. В «Девятью Девять» (первом романе цикла) борется с проповедником-сектантом, хотя сама принадлежит к не менее загадочному ордену «сестер Марфы из Вифании», «не подлежащему церковному праву». Что, очевидно, позволяет монахиням вести «свободный образ жизни» и без зазрения совести вмешиваться в дела полиции.
Раз уж основной персонаж отягощен саном, значит, печься о душах присутствующих — его прямая обязанность
А вот ударившийся в расследования молодой раввин Дэвид Смолл, рассеянный горе-детектив Гарри Кемельмана (1908-1996), и вовсе похож на персонажа бородатых еврейских анекдотов. Помахивая Талмудом, он неустанно читает окружающим познавательные лекции на тему коренного отличия ребе от отче или Дин-Тора от мирского суда. И до истины доискивается, как и прочие коллеги по сборнику, с помощью Господа.
Впрочем, описанное — издержки жанра. Ведь писатели-детективщики изначально ставят себя в трудные условия. Раз уж основной персонаж отягощен саном, значит, печься о душах присутствующих — его прямая обязанность. Да и предсказуемое «Аз воздам» в финале никто не отменял.
В остальном, странное соседство Поста, Баучера и Кемельмана под одной обложкой вполне объяснимо. Все трое стояли у истока клерикального детектива и активно способствовали его развитию. Например, Пост одним из первых заговорил о «протестантском» варианте, а так же наделил представителя закона отрицательными чертами.
Кемельман считается мастером иронического ответвления жанра, Баучер неплохо сочетал в своих романах фантастику и саспенс... Однако в наше безбожное время и Абнер, и сестра Урсула, и раввин Смолл по сравнению с более дальновидными героями Кристи и Дойла (надеющимися только на себя и дедуктивный метод), выглядят крайне наивными сыщиками...