18+
19.12.2018 Тексты / Рецензии

​Сахарная пудра

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

О теме сладости и горечи в фильме Лассе Халльстрема и Джо Джонстона про Щелкунчика — обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова.

Вышедший на российские экраны диснеевская сказка «Щелкунчик и четыре королевства» ожидалась как идеальная предновогодняя картина для семейного просмотра. Увы, если дети останутся вполне довольными (хотя не факт), то взрослые, скорее всего, пожалеют о потерянном времени.

Те, кто знаком с произведением Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», по мотивам которого поставлено сказочное фэнтези, наверняка помнят основную сюжетную линию: юная Мари, дочь советника медицины Штальбаума, получив в подарок от крестного, господина Дроссельмейера миниатюрный замок с золотыми башнями и куколками внутри, начинает по ночам путешествовать в сказочной стране. В этом государстве злобный предводитель грызунов нападает на войско солдатиков, которое возглавляет деревянный солдат Щелкунчик — уродливый, но храбрый и добрый. В итоге все заканчивается хорошо: Мышиный король повержен, а Щелкунчик превращается в юношу, в числе достоинств которого, помимо молодости, учтивости и красоты — родство с Дроссельмейером.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

«Щелкунчик и четыре королевства» сразу же шокирует тем, что заявляется и как своего рода продолжение старо й сказки, и, одновременно, как ее обновленная версия. Авторы таким образом решились на смелый эксперимент, который, увы, вряд ли добавил им и фильму популярности.

Итак, согласно замыслу сценариста Эшли Пауэлла (это его дебют в большом кино) и режиссеров, Мари умирает. Оставляет она этот свет уже в зрелом возрасте, будучи женой почтенного господин Штальбаума (то, что супруг носит ее девичью фамилию, с натяжкой, но можно списать на их родство — в конце концов, браки с кузенами в Европе начала 19 века были не так уж редки). По ней тоскует не только безутешный муж, но и трое детей — дочери Луиза и Клара (Элли Бамбер и Маккензи Фой) и сын Фриц (Том Свит).

Что стало причиной смерти молодой женщины — тайна за семью печатями, на это нет ни словесного намека, ни, тем более, флешбэка. При таком раскладе зрителю сложнее проникнуться жалостью к героине, но все-таки некое подобие этого чувства у нас возникает — как результат отзывов персонажей об уме и доброте Мари.

Сложнее с ее мужем: вдовец раздражает своими стараниями даже в скорбный час соблюдать приличия и отдавать дань светскому этикету. Безусловно, жаль Клару, которая тоскует по матери и, если верить репликам других героев, унаследовала от покойной ее ум, талант изобретателя и чувство справедливости.

Фотография с сайта kinopoisk.ru


Поскольку Мари умирала незадолго до Рождества, она успела позаботиться о подарках для своих любимцев. И по идее, интрига закручивается, когда отец раздает детям мамины дары и Клара получает из его рук сувенирное яйцо-шкатулку. Увы, через несколько минут зритель может прискорбно констатировать, что все ключевые моменты сюжетной линии ему понятны, и это делает дальнейший просмотр практически излишним. Хотя нет — удержать его могут яркость кадра и динамичность действий.

Несложно догадаться (в этом случае название — главный спойлер), что Клара как когда-то ее мать попадет в волшебную страну. Там расположены четыре королевства, хотя нам показано почему-то только одно из них — королевство Развлечений. Существование трех других — Сладкого, Цветочного и Снежного — обозначено мельканием их регентов. Правительница королевства Сладостей, Сахарная Слива (Кира Найтли) сразу же вызывает отторжение своей эксцентричностью, однако затем резко хорошеет на фоне главной по развлечениям, имя которой почему-то — Матушка Имбирь (Хелен Миррен). Категорически непрезентабельный вид матушки не вызывает сочувствия, а наводит на мысль, что сплошное веселье среди заводных клоунов и каруселей не остается безнаказанным.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 2

В королевстве Развлечений проблемы (кто бы сомневался!), требуется срочное вмешательство извне. По силам это, конечно, только Кларе. Девочка без особого желания начинает выполнять свою миссию, оправдывать надежды сказочных героев, которые помнят замечательную Мари, и верят, что ее дочь наведет порядок в изрядно расшатавшейся сказочной федерации. На помощь юной героине иногда приходит — оммаж первоисточнику! — молодой солдат Щелкунчик (чернокожий актер Джейден Фовора-Найт), волею авторской мысли ставший второстепенным героем. У Фовора-Найта безупречная внешность, поэтому жаль, что эта роль все-таки не его — судя по тому, насколько неубедителен его герой.

Кстати, сложно судить об актерском факторе успеха, ибо даже звездные мастера экрана — Кира Найтли, Хелен Миррен, Морган Фриман — не спасают картину от банальности и скуки. Ощущение, что вместо обещанных сладостей нам предлагается всего лишь сахарная пудра, разлетающаяся от малейшего дуновения ветра, к финалу нарастает. По большей части потому, что тепла или, как сейчас принято говорить, ламповости в картине очень мало — примерно столько же, сколько душевности в игрушечных оловянных солдатиках, с которыми пришлось сражаться Кларе.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​Славный Коля и все-все-все

Жаннат Идрисова

​«Тарелка» раздора

Жаннат Идрисова

Твари пропали

Жаннат Идрисова

​Короли и свита