18+
19.06.2020 Кратко

Анастасия Башкатова

Экономический и литературный обозреватель

Новости недели. 13 — 19 июня 2020

  • Лето — урожайное время премиальных длинных списков. В понедельник жюри премии «Просветитель» объявило свой лонг-лист из 25 научно-популярных книг, ведущих разговор на самые разные темы от Средневековья крупным планом (Олег Воскобойников), событий Оттепели (Сергей Чупринин) до искусственного интеллекта и мозга человека (Владимир Губайловский). Также в центре внимания мемы (Александр Долинин про «Гибель Запада» и др.), фейки (Андрей Жвалевский про «рептилоидов», «плоскую Землю» и др.), стремление человечества придумать себе чудесную таблетку для оргазма или бессмертия (Григорий Никифорович), старение, женщины, миллениалы, города... Одни считают, что в этот «субъективный» список не вошло много чудесных и важных книг, что он гендерно несбалансирован, другие радуются за отдельных соискателей премии, называя их авторами настоящих научных бестселлеров. Также жюри учредило специальную номинацию — TeenTalk — для лучших подростковых просветительских книг: о музыке, критическом мышлении, медицине, истории России.
  • Длинный список современной русской прозы представило в среду жюри премии «Ясная Поляна»: 39 книг российских писателей, в числе которых Андрей Аствацатуров, Сергей Беляков, Ксения Букша, Тимур Кибиров, Валерия Пустовая, Александр Стесин, Олег Хафизов, Евгений Чижов... «В этом году у нас какое-то невероятное разнообразие книг. Представлены самые разные жанры, самые разные темы: исторический роман, семейная хроника, роман-фантасмагория, антиутопия», — рассказал писатель Евгений Водолазкин. Ректор Литературного института Алексей Варламов обратил внимание на другое — на «нашествие рассказов», возвращение к этому, казалось, забытому жанру. Вкрапление невыносимой лёгкости современного бытия — в Instagram начнётся летний марафон #КнигиНаПоляне: книжные блогеры будут публиковать свои впечатления от российских и зарубежных книг из списков премии.
  • Любители Джойса отметили 16 июня, Bloomsday, традиционно с томиком «Улисса» — кто-то дома, а кто-то, может быть, и в пабе, в случае если местный карантин позволял, хотя, как сообщают, в Дублине в этот день было всё же не до прогулок по маршрутам Леопольда Блума. В Москве Центр Вознесенского впервые присоединился к международному празднику и организовал благотворительные многочасовые онлайн-чтения в поддержку врачей, а также представил премьеру спектакля «Да я хочу» по последней главе романа — монолог Молли Блум. В чтениях принимали участие 50 российских культурных деятелей, писателей, исследователей, журналистов. И первым делом стоит упомянуть Сергея Хоружего, без которого «русский Улисс» был бы невозможен.
  • Играя, не становись сам игрушкой в чьих-либо руках. С помощью игроков, гоняющихся за покемонами в виртуальном мире, наложенном на реальный, разработчики игры Pokémon Go хотят получить ещё больше трёхмерных изображений окружающих предметов. По их версии, это поможет создать динамическую трёхмерную карту мира и проводить новые эксперименты в «дополненной реальности» планетарного масштаба, создавать AR-объекты, которые не перестанут существовать и после выхода пользователей из игры. «Одна из причин громадного успеха Niantic в том, как компания использует видеоигры для сбора данных о мире», — сообщает Hightech.Plus. Такого рода сведения обладают огромной ценностью, компания привлекает многомиллиардные инвестиции.
  • Чем отличается знаменитый автопортрет Дюрера от «Девушки с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера?рассказывает Nplus1, ссылаясь на австрийских учёных, продемонстрировавших, что попытки «поверить алгеброй гармонию» не всегда бесплодны. Дюрер изобразил себя строго анфас, а потому и симметрично. Девушку мы видим в профиль, и это полностью меняет композицию изображения, делая её асимметричной. Но с профилями на портретах так происходило не всегда: в эпоху Возрождения «нормой» был симметричный профильный портрет. «С окончанием Ренессанса центрированных профилей становилось всё меньше» — это свидетельствует об изменении культурных норм: художникам всё важнее становилось показать, что находится в поле зрения изображаемого человека, а значит, и наблюдателя, который стоит перед картиной. Такое смещение композиции сделало портретную живопись более реалистической, приближенной к особенностям человеческого восприятия.

Другие материалы автора

Анастасия Башкатова

Культ Шерлока Холмса

Анастасия Башкатова

Больше, чем детектив