11.01.2022 Кратко

​Новости науки. Начало января 2022

• Телескоп James Webb полностью развернулся в космосе. Напомним, накануне Нового года — после почти 15-летней задержки — NASA наконец-то запустило крупнейший в мире телескоп James Webb стоимостью 10 миллиардов долларов. Новая обсерватория должна прийти на смену телескопу Hubble: она в 100 раз мощнее. С помощью нового аппарата, который уже сравнивают с машиной времени, планируется зафиксировать излучение объектов, сформированных примерно через 100–250 миллионов лет после Большого взрыва, фактически можно будет увидеть «детство» Вселенной. Но он должен помочь и с другими задачами разной амбициозности: от изучения климата Плутона, выявления признаков жизни на экзопланетах до анализа природы темной материи и черных дыр. Так что, по словам ученых, это событие на несколько десятилетий определит развитие астрономии. Любой исследователь, в том числе аспирант, чей проект пройдет специальную экспертизу, может подать заявку на использование телескопа. И вот 8 января в NASA подтвердили полное развертывание составных частей новой космической обсерватории — это панели солнечных батарей, коммуникационные антенны, тепловой щит и золотые зеркала. Через 29 дней после запуска телескоп должен выйти в так называемую в точку Лагранжа L2, на расстоянии около 1,5 миллионов километров от Земли, откуда в середине 2022 года он начнет полноценное выполнение своих задач. Планируемый срок работы — от 5 до 10 лет. Недавно специалисты NASA уточнили, что благодаря экономии топлива телескоп сможет функционировать и дольше.
  • Спустя более 45 лет Россия вернется на Луну. Как рассказал ТАСС президент Российской академии наук Александр Сергеев, главным российским научным событием 2022 года станет запуск аппарата «Луна-25» и его планируемая посадка на Южном полюсе естественного спутника Земли. Это будет первое в мире прилунение на данной территории — именно там наиболее благоприятная область для нахождения воды. Последний раз подобный аппарат запускался во времена Советского союза — в 1976 году («Луна-24»), по итогам той миссии на Землю удалось доставить 170 грамм грунта. Вывод нового модуля в космос откладывался, сейчас пуск запланирован на июль 2022-го с космодрома «Восточный». На борту будет установлено девять научных приборов, которые позволят российским ученым впервые детально изучить свойства древнейших пород Луны.
  • Леонардо ДиКаприо стал деревом. Точнее, в честь него по инициативе ученых из Королевского ботанического сада Кью в Великобритании был назван недавно обнаруженный в Камеруне новый вид дерева: оно официально получило наименование Uvariopsis dicaprio. Это тропическое вечнозеленое дерево с блестящими желтыми цветами, растущими на стволе. Таким жестом ученые отблагодарили актера за помощь в спасении от вырубки крупнейшего в Центральной Африке заповедного леса Эбо в Камеруне. Стоит также отметить, что новый вид дерева уже находится под угрозой исчезновения.
  • Химики помогли искусствоведам обнаружить в картине Фалька редкий пигмент — «египетский синий». Настоящий исследовательский детектив — история, описанная химиком Алиной Кротовой, о том, как в картине советского авангардиста Роберта Фалька «Береза. Весна» была найдена точка, сделанная краской из силиката кальция и меди, которую живописцы после XVI века уже перестали использовать. Началось все с того, что картину решили проверить на подлинность и отдали на научно-исследовательскую независимую экспертизу (НИНЭ) имени Павла Третьякова. Искусствоведы подтвердили авторство Фалька, при этом химик Ирина Шибанова провела исследование красочного слоя. Химик выбрала участки живописи с различными красками и под микроскопом взяла более 20 проб. Их состав определялся с помощью целого арсенала физико-химических методов: рентгенофлуоресцентного анализа, поляризационной микроскопии, ИК-микроскопии и микрохимического анализа. И выявленные вещества вполне подходили под дату создания картины — около 1907 года. Кроме одного — «силиката кальция и меди в качестве синего пигмента». Дальнейшее изучение подтвердило, что это точно «египетский синий», который Фальк использовал несколько раз: как при написании «Березы», так и при создании на оборотной стороне холста этюда натурщика. Откуда Роберт Фальк в 1907 году достал египетскую синюю и почему он выбрал ее, остается загадкой, пишет Кротова. По ее уточнению, сегодня это исследование — первое и единственное сообщение об обнаружении египетской синей в картинах ХХ века: «Производство художественных красок в то время в России было ограниченным, и выбор — довольно скудный. Отечественные живописцы предпочитали европейские краски из-за большего разнообразия и лучшего качества. Надежной информации о производстве египетской синей в Европе в начале XX века пока нет, но в 1930 году в каталоге французской фирмы Lefranc & Cie масляная краска на основе этого пигмента есть под названием Bleu de Pompei». Видимо, краску производили и раньше, но она не была распространена.
  • Photo by NASA on Unsplash.