Вуди Аллен. На ринге семейных отношений
Текст: Валерия Новокрещенова
Фотография: Екатерина Цветкова
Обозреватель Rara Avis Валерия Новокрещенова рассказывает о том, как драмети «Сентрал-парк Вест» Вуди Аллена идет на московской сцене.
На Малой сцене МХТ им. Чехова Константин Богомолов поставил камерный, легкий и остроумный спектакль «Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025». Темпераментная комедия, порою напоминающая водевиль. Тут семейная жизнь как поле сражений, а победители и побежденные одни и те же люди. Главные роли в спектакле играют актеры постоянной творческой команды Богомолова: Марина Зудина и Игорь Верник.
Спектакль получился строго по букве Аллена, создателя интеллектуальной комедии. Его пьесы — воплощение того абсурда, который режиссер ищет в любом классическом произведении, а жанром своих спектаклей делает интеллектуальный комедийный триллер (в основном на злобу дня). Парадоксальных хитросплетений для Константина Богомолова в самом материале предостаточно, поэтому переигрывать-переписывать Аллена было бы излишне.
Зритель встречается исключительно с алленовской атмосферой. Трагикомедия происходит в уютной нью-йоркской гостиной (сценография Ларисы Ломакиной). Комната располагается в центре зрительного зала и чем-то похожа на ринг. Да и семейная жизнь по Аллену — это своеобразный поединок, нередко его участники играют нечестно, а порою, и вовсе грубо нарушают правила. И тогда появляется рефери. Рефери, или господин случай, который расставляет все по своим местам, но сперва перевернув привычное с ног на голову.
Фотография Екатерины Цветковой
Драма в комедии стара как мир. От успешной, самодостаточной Филлис, врача-психоаналитика (Марина Зудина) уходит привлекательный, преуспевающий муж адвокат (Игорь Верник), превосходно «защищающий» сам себя от наскучившей Филлис в объятиях ее подруги. Кэрол (Александра Ребенок), та самая подруга, полная противоположность резкой и грубоватой Филлис, которая держит себя с мужчинами на равных. Кэрол же увлекающаяся, легкомысленная, красавица-блондинка, уверена в том, что муж Филлис уходит к ней.
Но, как говорят персонажи Аллена, это стало бы «девальвацией остроумия», если бы это был обычный любовный треугольник. Чуть позже когда дамы начнут выяснять отношения, появится персонаж Андрея Бурковского, муж Кэрол — Ховард. Его герой намеренно состарен нелепым париком, делающим его похожим на клоуна (бутафорская лысина и оставшиеся по бокам густые завитки волос). Но таковым он и является, над ним подтрунивают все кому не лень. Ховард одет в твидовый клетчатый пиджак, как и полагается писателю, хотя и про это окружающие не устают острить. Горе-сценарист, неудачник, совершенно не пара своей жене, про которую говорят, будто в компании вместе с нею появляется эротическое настроение, но и Ховард в этот вечер является в квартиру Сэма и Филлис не один, а с немецким люгером времен Первой мировой.
Фотография Екатерины Цветковой
Потом напряжение усиливается: забрать свои вещи приходит Сэм, за ним — некая Джульет бывшая пациентка Филлис, у которой были «серьезные психоэмоциональные проблемы». С помощью Джульет режиссер Богомолов напоминает зрителям, что все случившееся по адресу Нью-Йорк Сентрал-парк Вест, происходит в его спектакле, и поэтому толику абсурда в огнестрельный финал можно и подбросить, в образе Джульетт юной, закомплексованной и робкой девушки появляется актер Евгений Перевалов.
Герои Марины Зудиной и Игоря Верника, Филлис и Сэм — абсолютные противоположности друг друга, и актеры играют своих персонажей, сталкивая эти полярные темпераменты. Героиня Зудиной волевая, острая на язык женщина, которая «знает все» и в семейной жизни ведет себя, как на поле боя. В то время как герой Игоря Верника, мягкий харизматик Сэм, уже не видя в своей жене никого, кроме психоаналитика, пытается говорить с нею так, будто врач теперь он, а пациент — Филлис. Он спокойно подбирает с пола клочки — все, что осталось от его рабочих бумаг, на последок Филлис решила хоть немного насолить бывшему мужу. А потом и в финале так же спокойно, будто нашкодивший ребенок, посмотрит на своего доктора, зная, что кому как не ей «спасать» семейные отношения.
Фотография Екатерины Цветковой
В таком легком, остроумном и, как это ни парадоксально, жизнеутверждающем, не смотря на «криминальную» развязку, спектакле режиссер говорит о человеке. В «Сентрал-парк Вест, New York, NY 10025». ощущается довольно романтичное настроение Богомолова, пробивающееся через циничный алленовский юмор. Но и Вуди Аллен о каждом из героев своей пьесы пишет с любовью и нежностью. Пусть эта нежность сперва и скрыта под пикантными колкостями и остротами, но не почувствовать ее в финале, особенно тем, кто хоть раз был женат, невозможно. А те, кто не привык к богомоловским пьесами без скандала, возможно, будут удивлены на этот раз не публицистичным высказыванием: «Все люди, в конце концов, романтики, имеющие право на ошибки».