18+
08.03.2017 Тексты / Статьи

​Весна с Финдусом и Софи

Текст: Наташа Клёвушкина

Фотография: Jez Timms

Rara Avis запускает новую рубрику «Личное прочтение», здесь будут печататься истории о том, как книги меняют жизнь. Авторами рубрики могут стать обычные читатели. Присылайте свои тексты по адресу box@rara-rara.ru.

История Наташи Клёвушкиной о детских книжках, создающих весеннее настроение и заново открывающих красоту мира.

Когда очень хочется весны, то ее легко отыскать где угодно: в проклюнувшейся стрелке луковицы или в самостоятельно пророщенной фасоли. Главное — искать правильных проводников.

Я всегда любила книги, особенно детские, они плотно сопровождали мою жизнь: я росла на них, работала с ними, теперь безостановочно покупаю своему ребенку.

Но недавно произошло что-то и вовсе странное — даже не предполагала, что литература настолько может войти в мою жизнь.

Вот, например, взять книжную серию чуть ли не самого знаменитого шведского писателя и потрясающего иллюстратора Свена Нурдквиста о стареньком фермере Петсоне и его непоседливом котёнке-ребенке Финдусе в смешных полосатых штанах — знаю и люблю их уже почти с десяток лет, но, кажется, только теперь я начинаю по-настоящему чувствовать их обаяние и глубину: просто проваливаешься в эту слегка герметичную, но от того не менее атмосферную деревенскую жизнь, печешь имбирное печенье зимой и блинно-именинные пироги на Масленицу, слушаешь венские вальсы и уже мысленно уносишься в типичный красный шведский домик, словно Алиса в страну простых жизненных чудес — всё-таки десяток художественных текстов, ещё и так детально прорисованные, дают волю воображению.

Но одно дело — текст художественный, и несколько иное — сплав художественного и прикладного: «Поделки с Петсоном и Финдусом» Эвы-Лены Ларсон и Кеннерта Даниельсона с иллюстрациями Нурдквиста раньше были для меня просто симпатичным сборником идей для детского досуга, но в какой-то момент что-то в книге совпало с моим желанием приблизить весну (возможно, то, что она выстроена как сезонная подборка занятий по календарным месяцам). И вот я уже застаю себя за лепкой горшочков из глины и не могу дождаться, как превращу восьмимартовский белый тюльпан в какой-нибудь экзотический синий, а то и зеленый (в «Поделках» есть и такой рецепт).

Фотография Наташи Клёвушкиной


Что уж говорить о книжной серии про муравьишку Софи в мире цветов, грибов, ягод и деревьев еще одного небезызвестного шведского писателя и большого поклонника природы Стефана Касты, в чьих даже остросоциальных подростковых романах чувствуется этот скандинавский бриз с фьордов и проглядывает зелень лесов?

Серия о Софи также адресована детям, но просто поразительно, сколько нового из неё узнала я сама, хотя, казалось бы, неплохо разбираюсь в растениях и нарцисс от гиацинта отличу. Но, например, как опознать вербу, когда на ней нет пушистых почек? А как узнать, что за дерево перед тобой, когда это просто голый ствол без листвы? Едва настал февраль, мне уже не терпелось угадывать деревья по кронам и почкам, а пара разворотов из книги «Софи в мире деревьев» вполне позволяла воплотить это в жизнь. Гуляя с семьей по лесу, украдкой отломишь веточку, а дома смотришь, с какого она дерева. Дальше поставишь в стакан — появляются крохотные зеленые листочки, и это маленькое чудо прямо у тебя на окне.

В детстве я довольно много времени провела на даче, бабушка всегда мечтала быть ботаником и вполне успешно разводила внушительные сад и огород, вместе мы ходили за грибами, сажали картошку и пололи морковку. Но как правильно называется ромашка, мне поведала «Софи в мире цветов», а «Софи в мире грибов» и вовсе поразила моё воображение — никогда бы не додумалась использовать гриб-трутовик для точения ножей или в качестве игольницы. Она же рассказала мне, что обычная сыроежка пахнет морем, а у некоторых грибов можно даже взять анализ крови.

Наверное, я могу листать эти книжки бесконечно: любоваться нежными акварельными иллюстрациями Бу Мосберга и изумляться необычным фактам.

Но вернёмся к подоконнику — благодаря «Поделкам Петсона и Финдуса» на нём уже зазеленела завалявшаяся в холодильнике луковица, с «Софи в мире деревьев» появились ветки. Теперь настало время всерьез взяться за книгу Клары Линдстрем и Аннакарин Нюберг «Огород на подоконнике». И вот уже не удержаться от проращивания всего, что прорастает. Погода на улице не балует, но и идти никуда не надо, стоит просто исследовать закрома на кухне: тут и фасоль с горохом, и тыквенные с подсолнечными семечки — как подсказывает мне одна из книг, семена могут ждать, пока их прорастят, сто лет! И точно — на третий день фасоль даёт уверенный зеленый росток.

Фотография Наташи Клёвушкиной

Но теперь даже в классической художественной книге шведской писательницы Марии Грипе «Элвис Карлссон» весна и сила природы дотягиваются до меня семенами и ростками, оказывается, известное еще в прошлом веке партизанское озеленение — мальчик Элвис не играет в футбол, но стойко защищает свой сад у красивого старинного дома и трогательно сажает цветы под окна тех, кто ему нравится, а люди даже не знают об этом — и вот всё озаряется вангоговскими подсолнухами (их, кстати, тоже можно вырастить на подоконнике).

Нет, остановить эту программу призывания весны нельзя: не сходить в магазин за семенами стало просто невозможно — обнаружилось, миниатюрный огородик можно засеять и в коробке из-под яиц, ведь Петсон с Финдусом в «Поделках» так аппетитно рассказывают о пряных травах на окошке (главное, не оплошайте как я, подпишите, что есть что)!

Фотография Наташи Клёвушкиной

И вот вчера я опять собирала какие-то маленькие шишки (как подсказала Софи, вовсе не еловые, а ольховые), а сегодня учусь отличать галку от грача с еще одной поклонницей природы — девочкой Линнеей, ее назвали в честь шведского ученого Карла Линнея (который дал имена практически всем растениям). Линнея, как и я, житель городской, но находит столько красоты во всем живом вокруг — кормит уток и строит кормушки для синичек, собирает гербарии и пишет заметки о наблюдениях за природой. Книжка «Календарь Линнеи» Лены Андерсон и Кристины Бьорк также разбита по месяцам — бери и делай!

А книга «Круглый год» с белокурой проводницей Майей, написанная Леной Андерсон и проиллюстрированная Ульфом Сведбергом, учит слушать шишки и напоминает, что можно посчитать, сколько лет дереву на его спиле.

Мне ужасно не терпится поделиться всеми этими знаниями с ребенком, открывать природу вместе, но пока он еще мал.

Впрочем, детские книжки о природе могут неплохо организовать и взрослый досуг, а, кроме того, помогут создать весеннее настроение.

Фотография Наташи Клёвушкиной


И вот в моем доме уже под натиском детской кулинарной книги «Готовим с Петсоном и Финдусом» пал последний бастион — кухонный. Готовлю я тоже вроде неплохо, но дрожжевое тесто покорилось мне только в рецепте булочек с корицей от Беды Андерсон, которая однажды и принесла в дом Петсона того самого котёнка, теперь знаменитого на весь мир. И вот уже по дому разносится пряный запах сладкой сдобы, а исчезает она практически молниеносно — а я-то думала, ну куда 7 стаканов муки? Хотя, может быть, у нас тоже завелись мифические существа — мюклы, выдуманные Свеном Нурдквистом?

Вот такой книжный набор медленно, но верно переносит меня на заливные луга и поля, в хвойные и березовые леса, где можно собирать грибы, ягоды и, конечно, гербарии с муравьишкой Софи, или практиковаться в культивировании плодово-овощных культур с книгой «Мой первый огород: посей, посади и съешь» Беллы Линде и Ваньи Сандгрен (здесь уже более углубленный подход к посеву и посадке с размахом и на даче, тем не менее вполне доступный для детей, а еще тут просто море идей по оформлению огорода и использованию для этого всяких неожиданных подручных средств от газет до веток. И, конечно, рецепты!)

Всё-таки феномен популярности шведской детской литературы не только в искренности слов, но и в могучей силе природы, которая прорывается и у Линдгрен, и у всех ее современных последователей как в художественных текстах, так и в прикладных книжках для детей.

Это какое-то книжное хюгге — замечать красоту в мелочах, открывать столько нового в привычных вещах, а еще возвращаться в счастливое детство, когда всё живое и всё интересно.