18+
20.09.2021 Тексты / Авторская колонка

​В темноте

Текст: Владимир Березин

Фотография: из архива автора

Писатель-пешеход Владимир Березин о заповеднике зебр.

В темноте —
Там и звуки, и краски не те...

Владимир Высоцкий

Когда наступает осень, я наблюдаю очень интересный (по крайней мере, мне) феномен — мотивационные статьи автомобилистов, адресованные пешеходам. Удивительно в них то, что они написаны будто под копирку, хотя под ними стоят разные имена. Сперва я думал, передо мной простое заимствование текста, но нет, там были именно разные люди, так что это действительно — явление. Заключается оно в том, что автомобилисты с одной и той же интонацией требуют от пешеходов украсить себя светоотражающими элементами и носить яркую, видную издалека, одежду.

Принадлежа к многочисленному племени пешеходов, я всегда опасаюсь движущихся по улицам предметов на колесах. Я сам имею печальный опыт, не компенсированный решениями судов, наказаниями виновных и последующими выплатами, поэтому стараюсь быть осторожным на дороге, как крыса. А путешествуя в вечерний час от станции к даче и вовсе похож на новогоднюю елку. Нет, я всегда говорил, что нашему брату-пешеходу нужно чувствовать себя на улице, как пушному зверю в сезон охоты, вне зависимости от того, что пишут в законах и правилах. Тем более, нынче на тротуарах и вовсе творится ужас, и там многие люди окончательно перестали чувствовать себя там безопасно, особенно в последнее время. Про феномен назидательных посланий к пешеходам я уже писал три года назад, и теперь интересно посмотреть, переменилось ли что-нибудь.

Мне надо еще раз оговориться, что я исследую вовсе не проблему безопасности пешехода (часто взволнованные читатели не понимают смысла написанного, а хотят выплеснуть собственную эмоцию), мне интересны моральные оправдания водителя и ощущение им своего места в мироздании.

Мысль о том, что в темноте человека плохо видно, совершенно справедлива. Но есть небольшая эстетическая тонкость — внутри нее содержится жалоба автомобилиста на то, что ему неудобно. Нет, если пешеход бегает по проезжей части в неположенном месте, это честная охота. Но если пешеход ходит по обозначенным переходам, то жалоба превращается в «Нас напрягает, что на регулируемых и нерегулируемых переходах нам, автомобилистам, нужно сбавлять скорость и особенным образом всматриваться в дорогу. А у нас и других дел полно».

«Но ведь вас, пешеходов, действительно плохо видно», — возражают мне. «Однако знак пешеходного перехода, полосы на асфальте видно довольно хорошо», — отвечаю я. «А на переходе вас видно плохо, и если он нерегулируемый, то нам сложно быстро затормозить, мы думаем, что вас там нет, а вы там, оказывается, есть», — говорят мне некоторые автомобилисты.

На это существует только один ответ: если водитель не может оценить, есть ли перед ним пешеход на «зебре», то ему стоит остановиться, выйти и помахать руками. Вдруг он нащупает невидимого пешехода.

Все остальное от лукавого: долгие рассуждения о том, что тормозной путь у автомобиля длинный (Никакого пешехода не должно интересовать, как устроена тормозная система в автомобиле, пока он находится на пешеходном переходе), разговоры о том, что у многих людей с возрастом портится зрение именно в темноте, оставаясь нормальным в прочее время суток (А вы не ездите тогда в темноте), сетования на то, что пешеходы ходят в наушниках и двигаются медленно («Зебра» — это заповедник, хоть и подчиненный Правилам дорожного движения).

А, кстати, что написано в этих правилах? А вот что: в пункте 4.1 мы обнаруживаем: «При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)». Надо сказать, что Правила дорожного движения у нас куда более аккуратны в отношении к пешеходу и не выказывают никакого высокомерия. Они говорят о том, что пешеходы не обязаны ничего автомобилисту в области светоотражателей в городе, а это им только вежливо (в отличие от обсуждаемых высокомерных постов в социальных сетях) рекомендовано.

В пункте же 4.5 сказано: «На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств». Как мы видим, и тут Правила дорожного движения относятся к пешеходу без всякой фанаберии и не предполагают, что он желает «бросаться под колеса транспорта».

Закономерен и вопрос: сообщают ли нам Правила об обязанностях водителя транспортного средства? Да, сообщают, а именно в 14.1: «Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. (п. 14.1 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 N 1197)».

Правила однозначно требуют уступить дорогу пешеходу, в каком бы состоянии он ни был, снабжен ли он светоотражающими элементами и тому подобное. Пусть он будет хоть голый. Более того, обратимся к ГК РФ, который квалифицирует автомобиль как источник повышенной опасности (не спорю, пешеходы иногда оказываются маньяками и убийцами, но это предмет отдельного разговора). Поэтому владение (и управление) источником повышенной опасности накладывает на водителя дополнительные обязательства. Да и правда — случаи причинения смерти и увечий водителями известно достаточно, а вот случаи таких причинений увечий пешеходами, переходившими улицу в установленных местах, мне неизвестны.

Но каждый год я наблюдаю такие псевдогуманитарные статьи «Я опасный! Я хочу всем добра, но я опасный! Я еду, а ты бойся меня! Сигнализируй мне! Одень яркую одежду, не ходи по улицам в темном».

Но если ты опасен, лучше сидеть дома или довериться общественному транспорту. А если нет, нужно быть настороже. В этом ключевой пункт моих возражений: да, это потеря нескольких секунд, да, это неудобно, никто легкой жизни автомобилисту не обещал. Это компенсируется тем, что у пешехода мокрые ноги в дождь, а водитель сидит в тепле, и на него не капает, пешеход идет, а водитель находится в кресле, машина удобнее, вместительнее, грузоподъемнее рюкзака, и вообще ее недаром придумало человечество. Я и сам пишу все это с опаской, потому что меня иногда пускают посидеть в едущей машине, и я не хочу такую милость потерять.

Хорошо бы любить всех, вслед знаменитому роману, написанному почти век назад, и начинающийся знаменитым пассажем, который я приведу, чтобы мой текст не казался слишком маленьким: «Пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того — лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить 114 вкусных питательных блюд.

И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты.

Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходом. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли. Кротких и умных пешеходов стали давить. Улицы, созданные пешеходами, перешли во власть автомобилистов. Мостовые стали вдвое шире, тротуары сузились до размера табачной бандероли. И пешеходы стали испуганно жаться к стенам домов.

В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать.

В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда. Он выводит из строя целые шеренги членов профсоюзов и их семей.

Если пешеходу иной раз удается выпорхнуть из-под серебряного носа машины живым, — его штрафует милиция за нарушение правил уличного катехизиса.

И вообще авторитет пешеходов сильно пошатнулся. Они, давшие миру таких замечательных людей, как Гораций, Бойль-Мариотт, Лобачевский и Гуттенберг, они, выделившие из своей среды таких завзятых пешеходов, как Пушкин, Вольтер, Мейерхольд и Анатоль Франс, — принуждены теперь кривляться самым пошлым образом, чтобы только напомнить о своем существовании. Боже, боже, которого, в сущности, нет! До чего ты, которого на самом деле-то и нет, довел пешехода!

Вот идет он из Владивостока в Москву по сибирскому тракту, держа в одной руке знамя с надписью: „Перестроим быт текстильщиков“ и, перекинув через плечо палку, на конце которой болтаются резервные сандалии „Дядя Ваня“ и жестяной чайник без крышки. Это советский пешеход-физкультурник, который вышел из Владивостока юношей и на склоне лет у самых ворот Москвы будет задавлен тяжелым автокаром, номер которого так и не успеют заметить.

Или другой, европейский могикан пешеходного движения. Он идет пешком вокруг света, катя перед собой бочку. Он пошел бы просто так, без бочки, но тогда никто не заметит, что он действительно пешеход дальнего следования и про него ничего не напишут в газетах. Приходится всю жизнь толкать перед собой проклятую тару, на которой к тому же (позор, позор!) выведена большая желтая надпись, восхваляющая непревзойденные качества автомобильного масла „Грезы шофера".

Так деградировал пешеход» * — Ильф И., Петров Е. Золотой теленок // Ильф И., Петров Е. Собрание сочинений в 5 т. Т. 2. — М.: Художественная литература, 1996. С. 5–6. .

Как ты понимаешь, дорогой читатель, это рассуждение вовсе не о пешеходах и автомобилистах. Велосипедисты и самокатчики, гоняющие по тротуарам, и вовсе иная история (об этом я тоже как-то писал). Речь идет о взаимоотношениях людей. О той хрупкой грани, когда кончается свобода одного человека и начинается свобода другого. Это фраза затертая, и ее любят, как междометие, употреблять в разговорах о политике. За свободу легко драться, даже выйти на площадь, ненавидя Государя. А вот любить пешехода куда сложнее, даже когда он переходит дорогу по правилам.

Другие материалы автора

Владимир Березин

​Монтажный цех Ильи Кукулина

Владимир Березин

​Однажды на пасеке

Владимир Березин

​Автомобиль женского рода

Владимир Березин

​Автомобиль мужского рода