18+
24.12.2020 Тексты / Рецензии

В её кроссовках

Текст: Вера Бройде

Обложка: Предоставлена ИД Волчок

О тайне скрытной Молли, всезнающем кролике и Элле, мечтающей дружить с принцессой, пишет обозреватель Rara Avis Вера Бройде.

Хау К. Элла в сторонке / Пер. с англ. О. Бухиной и Г. Гимон; илл. А. Воронцовой. — М.: Волчок, 2020. — 208 с. (Вот я)

А знаете ли вы, как выпытать у девочки, которая ни с кем не говорит, пугающе большую, особо охраняемую тайну? Ведь неспроста она молчит. И вечно смотрит вниз: на грязные шнурки, дырявые кроссовки, в блокнот или в тетрадь. И так порой сжимается, как будто она шарик, который всё сдувается, сдувается, сдувается — пока не превратится в скукоженную тряпку... В конце концов, какой-нибудь ребёнок её подцепит пальцем, брезгливо приподнимет и скажет: «Мистер Хейс, мне выбросить вот это в помойное ведро?». А мистер Хейс ответит: «Ты знаешь, где оно», — окинет взглядом класс, почешет переносицу и весело воскликнет: «Никто не видел Молли?». И все пожмут плечами, моргнут или хихикнут: откуда же им знать? У Молли, как известно, вообще-то, нет подруг. Да что там — если честно, у Молли и соседки, вообще-то, даже нет. Она сидит одна, а свой рюкзак при этом всегда бросает рядом — ну, вроде как тут занято, хотя на самом деле никто с ней и не сядет. Ну, разве что... для хохмы, в порядке развлечения, играя в детектива, который должен выяснить, что прячется за серым капюшоном и прядями волос, спадающих на лоб, за радужкой печальных тёмных глаз, за дверью неприветливого дома? Представьте только, что туда ещё никто и никогда не заходил. И каждый божий день никто, помимо Молли, оттуда не выходит... А ей ведь только десять: не может же она там жить совсем одна! К тому же эти тени, которые, бывает, виднеются в окне, всегда закрытом плотной занавеской... И кашель — жуткий кашель, который иногда как будто бы доносится из тёмных недр дома... Так вы хотите знать, как выведать у Молли её большую тайну, её ужаснейший, кошмарнейший секрет? Отлично — вот вам способ: ступайте в моллин сад — ну тот, что рядом с домом. В некошеной траве, среди кустов чертополоха, сидит пушистый кролик и морщит чёрный нос. Вот он-то вам и нужен! Серьёзно. Этот кролик... Он знает. Всё-всё-всё. Когда становится так плохо-плохо-плохо, она идёт к нему. Садится на траву и шепчет в его уши: «Я больше не могу... Ты знаешь, я стараюсь. Стараюсь, как могу! Но это... Вот, послушай...».

И свет над ними гаснет, и камера тихонько отъезжает, и вы уже не слышите, не видите, не знаете — а только представляете, пытаясь мимоходом примерить эту жизнь, как будто чьи-то туфли. Ну, как, не сильно жмут? — Признаться, тесновато. — Чего же вы хотели? Истории от Молли? От сливочного кролика? Но, право, всем известно, что кролики болтают только в сказках, а Молли не из тех, кто много говорит. И старые кроссовки, в которых она ходит, не станут «вашей» обувью для чтения истории о трудностях взросления и тайнах, чьё хранение едва переносимее, чем страх проговориться, чем стыд перед чужими. А вот ботинки на шнурках для школы и прогулок — совсем другое дело. Коричневый окрас, удобная модель, надёжная подмётка, уродливый дизайн, неприхотливы в носке, а в целом — ничего: практично и неброско. Такие носят девочки, живущие «в сторонке», мечтающие втайне когда-нибудь приблизиться к «центральным персонажам», и влиться в их ряды, и стать «своей» в компании — не ради достижения какой-то личной цели, не ради популярности, не ради смены образа, а просто чтобы больше не хандрить, не плакать, не срываться на родных, не есть свой завтрак в одиночку, уставившись в окно, не делать вид, что занята на перемене, что повторяешь теорему, пока другие обсуждают всё, что хочешь, и строят планы на субботу, играют в салки и хохочут... Такие вот ботинки носит Элла, приехавшая в город лишь недавно и поселившаяся с братиком и мамой в опасной близости от дома странной Молли, скрывающая сыпь под рукавами и кое-что ещё, о чём нельзя рассказывать ни при каких условиях, о чём никто-никто не должен разузнать (включая самых близких и самых-самых преданных подруг, которых, правда, нет, но если вдруг...). Такие вот ботинки вам предстоит «обуть», чтоб разгадать все тайны. Ну, ладно-ладно-ладно — по крайней мере, две.

Куда бежит пушистый белый кролик? Кого высматривает кошка, засевшая в траве? Где спрятаться мышам, охота на которых уже не за горами? И как идти вперёд, когда кроссовки просят каши, ботинки навевают грусть, а розовые туфельки, подаренные той, которая считается принцессой, ужасно, нестерпимо жмут? Здесь все играют роли, как в прятках или в сказках, как в фильмах о природе, как в пьесах, в детективах, как в школе и как в жизни. Чего боится Молли — и в чём никто её не сможет упрекнуть? На что готова Элла, чтоб заслужить доверие принцессы, не обманув доверия своей уставшей, взвинченной, уткнувшейся в экран ноутбука мамы? И как заботиться о взрослых, когда они не в силах это делать? Кейт Хау так выстраивает повесть, чтоб все её герои исполнили те роли, которые до этого играли не они, и чтобы испытав, попробовав себя — вот здесь, впервые в жизни, в такой вот новой роли, решили: кто они. Охотники за дичью? Придворные? Шуты? Взрыватели арбузов? Или хранители секретов и сотен пар бесценных туфель? А может быть, сапожники, умеющие так подбить каблук, чтоб он не отлетал, и тонкой кисточкой закрасить все царапины, приделать новый бегунок и починить застёжки. Иначе говоря — способные сочувствовать другим, живущим далеко, точнее, по соседству.

Другие материалы автора

Вера Бройде

​189 ступеней

Вера Бройде

Что толку от фантазий?

Вера Бройде

​Звери дикого леса

Вера Бройде

Прямая речка