18+
28.06.2017 Тексты / Рецензии

​Танец ненавистной любви

Текст: Жаннат Идрисова

Фотография: с сайта kinopoisk.ru

Обозреватель Rara Avis Жаннат Идрисова о вышедшей на широкий экран драме Павла Чухрая.

Фильм «Холодное танго», снятый по роману Эвфраима Севелы с красноречивым заголовком «Продай твою мать», не делит мир, героев и события на черное и белое. Нет абсолютно правых и совершенно виноватых. Есть безжалостные жернова истории и обстоятельств, в которые люди попадают и мучаются, прежде чем погибнуть.

1941-й год, оккупированная фашистскими войсками Литва. Еврейский парнишка Макс (Елисей Никандров) с досадой смотрит на пришитую матерью (короткая, но добротная роль Моники Санторо) к курточке желтую звезду Давида: «Зачем?» Мать вздыхает: «Надо». Спустя несколько часов у этой женщины с большими печальными глазами отберут сына и дочь, чтобы их кровью помочь лежащим в госпиталях солдатам третьего Рейха. Ее саму расстреляют, а дом передадут семье Винцаса Тучкуса (Андрюс Бялобжескис) — литовца-угольщика, добровольно пошедшего на службу к фашистам.

Максу удастся сбежать, он вернется в родное гнездо, где его встретят неприветливые Тучкусы, которым ненавистны как Советы, так и вольготно жившие при большевистской власти евреи. И все же Винцас не выгоняет мальчика и не сдает его немцам. Почему литовец принимает такое решение — непонятно, и это является одним из сюжетных огрехов фильма. Только позже, во второй половине картины, всплывает объяснение: паренек был для угольщика страховкой на тот случай, если Красная Армия вернется в Литву. Но эта версия не очень убедительна: в то время любому, кто укрывал еврея, грозила смерть, практичный здравомыслящий человек, каким предстает перед нами Тучкус, вряд ли стал бы рисковать собой и ближними.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Как бы то ни было, Макс остается в доме, который когда-то был родным, и знакомится со сверстницей Лаймой — дочкой угольщика (Ася Громова). Золотоволосая голубоглазая красавица с манерами принцессы, дочь своих родителей, она прямо говорит ему, что не любит евреев, эксплуатировавших литовцев. «Но тебя мне жаль. Веришь?» — и после этих слов симпатия двух подростков перерастет в нечто большее, что могло бы стать их счастьем, но в итоге выльется в трагедию. Хрупкая девочка докажет силу своих чувств и слов, а мальчик в свою очередь проявит малодушие и уйдет во взрослую жизнь под шепот: «Предатель. Никогда не прощу».

Макс попадет в партизанский отряд, потом, по воле обстоятельств, покинет Литву и вернется в родные края уже после войны — повзрослевшим, возмужавшим (Риналь Мухаметов), надеющимся встретить свою Лайму (Юлия Пересильд).

Посмотрев в глаза друг другу, они поймут, что ничего не кончилось, что чувства живы и сильны, хотя от этого только больнее. Чухраевских Ромео и Джульетту разлучают не только противостояние семей (этот шекспировский мотив здесь очень тонко подан), но и верность полученным в своих семьях установкам. Лайма, сама пострадавшая от гитлеровцев, главное зло видит все-таки в советской власти. Макс, когда-то спасенный отцом любимой девушки, не верит в то, что в нем присутствует искра человечности.

Фотография с сайта kinopoisk.ru
1 3

Справедливости ради стоит сказать, что настоящая ненависть к фашистскому прихвостню у героя просыпается лишь тогда, когда он узнает, что Тучкус расстреливал евреев и обирал их трупы. «Я же уголь подвозил... баб и детей не трогал», — будет бормотать потом угольщик, словно это может служить оправданием. «Да все мы, получается, только уголек подвозили», — горько бросит Макс, и эта фраза, достойная стать слоганом фильма, напомнит о важном эпизоде из «Преступления и наказания» Достоевского — диалоге, в котором есть зловещая фраза: «Вы и убили-с».

«Холодное танго», где конфликт между героями разворачивается на фоне переломных исторических событий, не оставляет равнодушным. Героиня Юлии Пересильд, взрослая Лайма, сначала вызывает по большей части негативные чувства, но в финале трогает до глубины души. Девушка полностью проявляет те качества настоящей еврейской женщины, которые Макс когда-то в ней не столько увидел, сколько почувствовал: мудрость, силу, способность к прощению. Риналь Мухаметов сумел точно передать метания молодого человека, его мучения в минуты выбора, например, когда он предавал друга ради спасения любимой.

Что вызывает внутренний протест, так это пренебрежение некоторыми историческими фактами, а ведь «Танго», судя по ряду деталей, претендует на большую объективность, чем обычно ждешь от художественного фильма. Если не обращать на это внимания, то ленту можно назвать одной из лучших военных драм, снятых за последние годы.

Другие материалы автора

Жаннат Идрисова

​«Училка»: выстрел вхолостую

Жаннат Идрисова

​Алексей Леонов: «Время первых» — правдивый фильм

Жаннат Идрисова

Территория нелюбви

Жаннат Идрисова

​Девчонки-«редиски»