18+
25.10.2019 Тексты / Авторская колонка

​Сказочный мир

Текст: Фазир Муалим

Фотография: Олег Грицаенко

Поэт и театральный критик Фазир Муалим о фестивале «Сказочный мир».

Есть только ми...

Вы ожидаете, что я скажу «миг»? Но нет — есть только миф. И миф этот мы создаем сами, потом его питаем и растим, чтобы в конце концов он стал нашей защитной оболочкой, охранным панцирем, уютным домом. Есть два обязательных условия формирования мифа. Первое — создание ореола его обитания; это означает, что нужно ограничить в пространстве себя (и, по возможности, других, на кого рассчитан будущий миф). Второе условие — постоянное повторение; то есть, придумать или просто выхватить факт (событие, персонаж) из потока жизни и часто о нём говорить. Повторение, оно как отражение — в зеркале, в воде, в телефонном экране, в глазах собеседника (чуть не сказал, в сердце Друга, перейдя на возвышенный слог). «Друг друга отражают зеркала,/ Взаимно искажая отраженья» (Георгий Иванов). И чем чаще мы повторяем (равно отражаемся), тем ближе к мифу. И, кстати, это вовсе не означает, что отдаляемся от Истины. Истина повсюду, а миф — привычная, но не скучная, дорога к ней.

Однако вернемся к началу. Почему вы ожидаете (да я и сам еле сдержался), что я скажу «миг»? Потому что на слуху песня, миллион раз услышанная, — «Есть только миг между прошлым и будущим». Слова этой песни от частого повторения сроднились и стали как будто одним целым словом. Междометием. Вздохом.

К чему я это всё говорю, вы спросите? Объясняю. Сперва я собирался начать так: «Есть маленький герой интернета, знаменитый мальчик Тимофей...». Но я призадумался, сообразив, что мне могут возразить: а где и чем он знаменит? Тогда мне пришло в голову обозначить границы: где — как минимум, в моей фейсбучной ленте, чем — регулярными, иногда повторяющимися историями, рассказываемыми о нем его мамой. И я, довольный таким объяснением, потянулся к клавишам ноутбука, чтобы записать: «Есть...». А параллельно с этим мозг мой продолжал выстраивать какие-то другие ассоциативные ряды. В частности, о том, что повторять — значит отражать. Отражение искажает. Искажение — это обман. Но обмана на свете не может быть...

Пальцы уже пропечатали: «Есть только...», и не успели завершить предложение, как мозг продиктовал: «...миф». Так на экране ноутбука проявилось: «Есть только миф».

А про мальчика Тимофея я все же расскажу. Однажды мама повела его, совсем маленького, на выставку. Скорее всего, то было открытие, потому что там угощали пирожным. По окончании вечера мама, желая научить сына делать обобщения и выводы, спросила у него: «Тебе понравилась выставка, Тимофей?» — «Да» — «А что тебе больше всего понравилось?» — И Тимофей ответил: «Пирожное».

Каждый раз, как я вспоминаю эту историю, я таю от умиления и восторга. Она — об Истине, которая открывается человеку в той мере, в которой он способен воспринимать ее. Тимофею, думаю, действительно понравилась выставка, но он пока еще не осознает. Этот младенческий опыт, как семечко, посаженное в землю, когда-нибудь прорастет и расцветет знанием. А люди кругом будут удивляться и восклицать: «Откуда ты это всё знаешь? Откуда это понимание?». Но мы-то теперь знаем — из детского слепого опыта.

Вот почему так важно приучать малыша читать книги, посещать выставки, ходить по театрам.

А мы как раз о театре теперь и поговорим.

В Москве на различных площадках уже две недели идет фестиваль спектаклей малых форм для детей «Сказочный мир». Он возник в 2007 году, когда режиссер Элеонора Шумилова увлеклась идеей активно приобщить к волшебному миру театра маленьких жителей страны, в том числе тех, кому по тем или иным причинам не всегда он доступен. Имеются в виду дети из социально-незащищенных семей и те, у кого, живя вдали от столицы и больших городов, нет возможности посещать профессиональные театры, а также дети с особенностями развития. «Наши театры приходят к детям сами» — заявлено в программе фестиваля. То есть это не только театральное событие, но и масштабный социокультурный проект. За время существования в нем приняли участие более восьмидесяти коллективов из различных городов России и зарубежных стран. Нынешний 7-й по счету Московский фестиваль проходит в Год театра и поэтому он в некотором смысле особенный: кроме показа спектаклей, на нем представлены методики работы с публикой и проводятся мастер-классы по театральной педагогике. На различных площадках столицы уже состоялись встречи зрителей с режиссерами, композиторами, театральными психологами и педагогами такими, как Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина, Юрий Наумкин, Алла Лисицина, Татьяна Климова и другими. Прошли интерактивные спектакли или классические постановки «Черная курица», «Аленький цветочек», «Сказка о царе Солтане», «Каникулы Бонифация» в исполнении театров РАМТ, «Бенефис», «Таратумб», «Эль-Арт», Московского Областного ТЮЗа под руководством Н.Гришаевой. Также в один из последних дней состоялась открытая читка повести Ибен М. Акерлиа «Ларс. ЛОЛ», о мальчике с синдромом Дауна с последующей презентацией авторской методики Александры Никитиной, посвященной работе с юными зрителями с особенностями развития и здоровья.

Есть только мир. И этот мир сказочный

Однако чтобы хоть как-то передать атмосферу праздника, а не просто перечислять названия и имена, коротко расскажу об одном из фестивальных спектаклей. Тем более что его герой, мифический персонаж, абсолютно точно попадает в тему, с которой я начал сегодняшний разговор. Интерактивный моноспектакль руководителя театра-студии «Обратный отсчет» артиста Дениса Сысоева «Мюнхгаузен». Правда или миф, но когда перед детьми вдруг появляется, хоть и необычно одетый, но реальный «дяденька», который начинает с ними играть и рассказывать разные истории, не поверить в него дети не могут. Причем появляется он действительно настолько неожиданно, что даже у меня, взрослого человека, вызывает сказочный щенячий восторг и доверие. Сидим в зале. По сцене проходит девушка с колокольчиком в руке, как в школе на выпускной линейке — дает третий звонок. Ждем начала. И вдруг резко распахивается окно и в него, как камень с запиской, влетает Мюнхгаузен. А мы сидим на втором этаже. Ничто не предвещало, что в окна с улицы могут кидаться людьми. Дети впечатлены... Да что там дети! — все родители ахнули в восхищении. Значит зритель готов — можно начинать «врать». И что ни соври — всё будет правдой, всё станет мифом. А миф, как мы договорились в начале — высшая правда, кратчайший и удобный путь к Истине.

Денис Сысоев играет спектакль и одновременно, оставаясь в образе, презентует свою авторскую методику работы со зрителем. Так, он рассказывает и показывает детям, как точнее овладеть актерским мастерством, выводит их на сцену, просит какие-то упражнения повторять за ним или сделать самостоятельно.

Дети-зрители очень быстро подхватывают игру актера и незаметно для себя сами становятся участниками спектакля. Практически весь зал — от крохотной зрительницы Алисы до детей постарше: Илюши, Дуси, Кости, Влада — помогает совершать Мюнхгаузену его подвиги. И теперь сознание той же маленькой Алисы навсегда расширило историю о бароне еще одним или несколькими мифами, связанными с ней лично: как они вместе вызывали дождь, охотились на лису или перетягивали канат.

Итак, закругляясь, скажу: есть только ми...

Вы сейчас подумали, что я произнесу: миф? — Нет же.

— Миг?

— Нет, нет.

Есть только мир. И этот мир сказочный.

Другие материалы автора

Фазир Муалим

​Возвращение Федры

Фазир Муалим

​Солнечные мальчики. Пазолини

Фазир Муалим

​Неделя МакДонаха в Перми

Фазир Муалим

​Лабораторные показы